Месяцеслов

25 декабря по старому стилю  /  7 января по новому стилю
пятница


Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Литургия св. Иоанна Златоуста.

Утр. – Мф., 2 зач., I, 18–25. Лит. – Гал., 209 зач., IV, 4–7. Мф., 3 зач., II, 1–12.

От 25 декабря до 5 января – Святки (святые дни). Нет поста в среду и пятницу.

Всенощное бдение состоит из великого повечерия, литии, утрени и 1-го часа. На великом повечерии по 1-м Трисвятом поется тропарь праздника, по 2-м – кондак. После чтения «Слава в вышних Богу...» – лития.

На утрене величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию рождшагося от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии». После Евангелия по 50-м псалме – «Слава», глас 2-й: «Всяческая днесь радости исполняются, Христос родися от Девы», «И ныне» – глас той же: «Всяческая днесь радости исполняются, Христос родися в Вифлееме». «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника. 1-й припев: «Величай, душе́ моя, Честне́йшую и Сла́внейшую Горних воинств Деву Пречистую Богородицу».

В конце утрени и на литургии отпуст: «И́же в верте́пе роди́выйся и в я́слех возлеги́й, на́шего ра́ди спасе́ния, Христо́с, И́стинный Бог наш...».

На литургии антифоны праздника, входный стих: «Из чрева прежде денницы родих Тя, клятся Господь, и не раскается: Ты – Иерей во век по чину Мелхиседекову». Вместо Трисвятого – «Елицы...». Вместо «Достойно» – «Величай, душе́... Любити убо нам...» (до отдания). Причастен «Избавление посла́ Господь людем Своим».

В седмичные дни попразднства на литургии по входе: «Приидите, поклони́мся... Спаси ны, Сыне Божий, рождейся от Девы...».

Тропарь пра́здника, глас 4:

Рождество твое́, Христе́ Бо́же наш,/ возсия мирови свет разума,/ в нем бо звездам служащии/ звездою учахуся/ тебе́ кланятися, Солнцу Правды,/ и тебе́ ведети с высоты Востока. // Го́споди, сла́ва тебе́!

Кондак пра́здника, глас 3:

Дева днесь Пресущественнаго раждает,/ и земля вертеп Неприступному приносит,/ А́нгели с пастырьми славословят,/ волсви же со звездою путешествуют,/ нас бо ра́ди родися // Отроча Младо, Превечный Бог.

Величание:

Велича́ем Тя,/ Живода́вче Христе́,/ нас ра́ди ны́не плотию рождшагося/ от Безневестныя // и Пречистыя Де́вы Марии.

Задостойник, глас 1:

Величай, Душе́ моя́, // Честнейшую и сла́внейшую Горних воинств, Деву Пречистую, Богородицу.

Любити у́бо нам я́ко безбедное страхом/ удобее молчание,/ любо́вию же, Дево,/ песни ткати, спротяженно сложенныя, неудобно есть, // но и, ма́ти, силу, елико есть произволение, даждь.


В чем же смысл и цель Воплощения Сына Божия? Церковь в одном из своих песнопений отвечает на этот вопрос так: «Христос раждается прежде падший возставити образ». Иначе, Христос приходит в мир, чтобы возродить падшего человека к новой жизни. Приходит не потому, что люди делами своими заслужили спасение, но исключительно в силу Божественной любви: Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16). Единственная причина того, что Сын Божий уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам... смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2, 7–8), – Его жертвенная любовь к роду человеческому.
В Издательстве Московской Патриархии вышел в свет «Богослужебный месяцеслов на 2021 год» — новое издание, являющееся тематическим приложением к «Богослужебным указаниям на 2021 год».
Данное издание содержит подробный месяцеслов, указатель чтений из Священного Писания на каждый день и расширенные уставные заметки.
Будет полезным подспорьем для священнослужителей в алтаре.
ЯНВАРЬ 2022
пн вт ср чт пт сб вс
25 декабря    7 января
по старому стилю   по новому стилю