|
Неделя 6-я, ваий (цветоносная, Вербное воскресенье). Вход Господень в Иерусалим Сщмч. Ипатия, еп. Гангрского (ок. 326). Свт. Ионы, митр. Московского и всея Руси, чудотворца (1461). Свт. Иннокентия, митр. Московского (1879). Прп. Ипатия целебника, Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Прп. Филарета Данилевского (1841). Прп. Аполлония Египетского (IV). Сщмчч. Авды, еп. Персидского, и Вениамина диакона (418–424). Прп. Ипатия, игумена Руфиа́нского (ок. 446). Сщмч. Иоанна Блюмовича пресвитера (1938). Литургия св. Иоанна Златоуста. Утр. – Мф., 83 зач. (первое), XXI, 1–11, 15–17. Лит. – Флп., 247 зач., IV, 4–9. Ин., 41 зач., XII, 1–18. На трапезе разрешается рыба. На великой вечерне «Блажен муж» (вся кафизма). На утрене величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, осанна в вышних, и мы Тебе вопием: благословен Грядый во Имя Господне». «Воскресение Христово видевше» не поется. После Евангелия во время 50-го псалма совершается каждение ваий, читается молитва на благословение ваий: «Господи Боже наш, седяй на Херувимех...», затем окропляются вайи святой водой с произнесением слов (трижды): «Освящаются ваия сия, окроплением воды сея священныя, во Имя Отца и Сына и Святаго Духа». Канон и катавасия праздника. «Честнейшую» не поем. По 9-й песни и ектении – «Свят Господь Бог наш» и сразу хвалитные псалмы (со слов «Всякое дыхание...») и стихиры на хвалитех. В конце утрени и на литургии отпуст: «И́же на жребя́ти о́сли се́сти изво́ливый, на́шего ра́ди спасе́ния, Христо́с, И́стинный Бог наш...». На литургии антифоны праздника. Входный стих: «Благословен Грядый во Имя Господне; благословихом вы из дому Господня; Бог Господь, и явися нам». Поется Трисвятое. Вместо «Достойно» – ирмос 9-й песни канона «Бог Господь, и явися нам, составите праздник...». Все, что произошло тогда, при входе Господнем в Иерусалим, постоянно повторяется в истории. От Бога, от Церкви требуют не того, что Церковь во имя Божие призвана провозглашать. Требуют другого – занять ту или иную политическую позицию, возглавить то или иное движение, ту или иную политическую партию, которая уж непременно поможет людям понять, что нужно делать, чтобы стать счастливыми. А в каком смысле счастливыми? Да в том простом смысле, чтобы больше есть, больше пить, больше веселиться, больше раскрепощать свои инстинктивные, страстные начала и этим наслаждаться. Если же Церковь отказывается от такого водительства, то некоторые с недоумением пожимают плечами, а некоторые отворачиваются, называя Церковь устаревшей, ненужной этому современному продвинутому миру, который устремляется к неким новым высотам человеческой цивилизации, даже не представляя, что эти новые достижения человеческого разума принесут. Церковь никогда не свернет с того пути, с той небольшой тропинки, по которой на убогом осле входил в Иерусалим Ее основатель, Сын Божий и Сын Человеческий, с полным сознанием всего драматизма происходивших вокруг Него событий. И Христос дошел до Креста, не изменив Своей миссии, Своему призванию провозглашать Божию правду и открывать людям дверь ко спасению. То же призвана совершать и Церковь Божия, не поддаваясь ни на какие соблазны, ни на какие угрозы, ни на какую ложь, ни на какую клевету, ни на какое желание могущественных сил мира сего предложить ей иной путь – не ту тропу, по которой восходил в Иерусалим Христос Спаситель, а некий комфортабельный путь в неведомое будущее, который ведет в никуда, потому что подлинные цели и ценности человеческого бытия определены Богом и никому не дано их изменить. Поэтому мы празднуем великий праздник Входа Господня в Иерусалим, солидаризируясь не с теми, кто кричал: «Осанна!», но со святыми апостолами, которые шли в молчании, окружая Спасителя, принимая всем сердцем, всем разумом, всей силой своей то, что совершил Христос ради спасения мира. |
Издательство Московской Патриархии выпустило в свет Патриарший календарь на 2025 год – официальное календарно-богослужебное, а также справочное издание Русской Православной Церкви.
|