|
Богослужебные указания
4. Среда. Предпразднство Богоявления. Собор 70-ти апостолов. Прп. Феоктиста, игумена Кукума Сикелийского. Свт. Евстафия, архиеп. Сербского. Прп. Ахилы, диакона Печерского, в Дальних пещерах. Служба Собора 70-ти апостолов и прп. Феоктиста, игумена Кукума Сикелийского, не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой предпразднства Богоявления. Примечание. В Минее (см.: Минея-Январь. М., 2002. Ч. 1. С. 109) напечатано последование всенощного бдения в честь Собора 70-ти апостолов, однако следует помнить, что эта служба имеет бденный статус лишь в храме, посвященном Собору 70-ти апостолов (ср.: Типикон, 4 января; Минея-Январь. Киев, 1893. Л. 34). На вечерне кафизма 9-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: апостолов, глас 4-й – 3, и преподобного, глас 2-й – 3. «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 3-й: «Ясен убо мимошедший праздник...». Входа нет. «Свете Тихий» (по Уставу, читается, а не поется)[1]. Прокимен дня. На стиховне стихиры предпразднства, глас 8-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 6-й: «Грядет ко Иордану...». По Трисвятом – тропарь апостолов, глас 3-й. «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства, глас 4-й: «Готовися, Завулоне...». На малом повечерии поем канон предпразднства (этого дня), глас 6-й: «Сеченое сечется...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь предпразднства, глас 4-й: «Готовися, Завулоне...» (дважды). «Слава» – тропарь апостолов, глас 3-й, «И ныне» – тропарь предпразднства, глас 4-й: «Готовися, Завулоне...». Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении. Седальны предпразднства – по 1-м стихословии, глас 4-й: «Се приходит...», «Слава, и ныне» – «Царя всех...»; по 2-м стихословии, глас 8-й: «Великий Крестителю...», «Слава, и ныне» – «Торжество светлое...». Псалом 50-й. Каноны: предпразднства со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), апостолов (1-й) на 4 и преподобного на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (преподобного). По 3-й песни – кондак («Во струях днесь Иорданских...») и икос предпразднства, глас 4-й; седален апостолов, глас 3-й. «Слава» – седален преподобного, глас 1-й, «И ныне» – седален предпразднства, глас тот же: «Иисусу рождшуся...». Примечание. Типикон умалчивает о кондаке апостолов, глас 1-й: «Звезды светлыя...», и о кондаке преподобного, глас 3-й: «Яко Ангел...». В Минее синодального периода (см.: Минея-Январь. Киев, 1893. Л. 39 об.) эти тексты также отсутствуют. По 6-й песни – кондак и икос апостолов, глас 2-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Примечание. Песнопение «Достойно есть» по 9-й песни канона не поется в предпразднства и попразднства двунадесятых праздников, во всю Пятидесятницу (в период пения Цветной Триоди), в воскресные дни, а также в дни славословных святых и выше, у которых по каждой песни канона поется катавасия. По 9-й песни – светилен апостолов: «Апостоли всехвальнии...». «Слава, и ныне» – светилен предпразднства: «Готовися, Завулоне...». «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. Примечание. Если на службе не положено пение великого славословия, первые два стиха в хвалитных псалмах – «Всякое дыхание...» не поются[2]. Псалмы читаются или поются (в случае наличия хвалитных стихир) от слов «Хвалите Господа с Небес...» до начала пения стихир; если стихир на хвалитех нет, то после окончания чтения хвалитных псалмов произносится: «Слава, и ныне», «Тебе слава подобает...» и далее – вседневное славословие. После стихир на хвалитех не следует читать: «Слава, и ныне. Тебе слава подобает...» (так как этот стих заменяется последней стихирой), но сразу: «Слава Тебе, показавшему нам свет. Слава в вышних Богу...». На хвалитех стихиры предпразднства, глас 6-й – 4. «Слава» – предпразднства, глас тот же: «Да исполнится Отчее благоволение...», «И ныне» – предпразднства, глас тот же: «Ты, Израиля столпом...». «Тебе слава подобает...» не читается, но сразу чтец[3]: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры предпразднства, глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас тот же: «Днесь Христос...». По Трисвятом – тропарь апостолов, глас 3-й. «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства, глас 4-й: «Готовися, Завулоне...». На часах – тропарь предпразднства. «Слава» – тропарь апостолов. Кондак только предпразднства. На Литургии свт. Иоанна Златоуста – блаженны предпразднства, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и апостолов, песнь 6-я – 4. На входе – «...во святых Дивен сый...». По входе – тропари и кондаки: А. В храме[4] Господском – тропарь предпразднства, тропарь апостолов. «Слава» – кондак апостолов, «И ныне» – кондак предпразднства. Примечание. В период предпразднства и попразднства Крещения дневные тропари не поются, так как песнопения Октоиха отменяются. В предпразднства и попразднства Господских праздников, во всю Пятидесятницу, в воскресные дни, в великие и средние Господские праздники тропарь и кондак Господского храма не поются. Б. В храме Богородицы устав может быть двояким: I. Тропарь предпразднства, тропарь храма, тропарь апостолов; кондак храма. «Слава» – кондак апостолов, «И ныне» – кондак предпразднства. II. Тропарь предпразднства, тропарь храма, тропарь апостолов; кондак предпразднства. «Слава» – кондак апостолов, «И ныне» – кондак храма. Примечание. В предпразднства и попразднства Богородичных двунадесятых праздников, в Богородичные великие, полиелейные и славословные праздники тропарь и кондак храма Богородицы не поются. Кондак храма Богородицы не поется и во всю Пятидесятницу. В. В храме святого – тропарь предпразднства, тропарь храма, тропарь апостолов; кондак храма. «Слава» – кондак апостолов, «И ныне» – кондак предпразднства. Поется Трисвятое. Прокимен, аллилуиарий и причастен – апостолов. Апостол и Евангелие – апостолов. Поется «Достойно есть...». 1 В те дни, когда на вечерне не совершается вход, «Свете Тихий» следует читать (см. Типикон, гл. 9: «Свете Тихий... глаголет предстоятель»). Если вход совершается, чтение заменяется пением (см. Типикон, гл. 2). 2 За исключением особых, оговоренных в Уставе, случаев (напр., утрени Великой Пятницы, утрени Троицкой родительской субботы). Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 140–141; Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. СПб., 1907. С. 315–316. 3 По Уставу, вседневное славословие читается настоятелем (см. Типикон, гл. 9). Согласно Часослову, славословие может читать и «учиненный брат» (см. Часослов, последование утрени). 4 Храмом в Уставе, когда речь идет о службе в тот или иной день, всегда именуется тот придел, где совершается Литургия.
|
Издательство Московской Патриархии выпустило в свет Богослужебные указания на 2025 год. Издание входит в число официальных богослужебно-календарных изданий Русской Православной Церкви
|