
|
Богослужебные указания
![]()
10. Понедельник. Попразднство Богоявления. Свт. Григория, еп. Нисского. Прп. Дометиана, еп. Мелитинского. Свт. Феофана, Затворника Вышенского. Прп. Маркиана пресвитера. Прп. Павла Комельского (Обнорского). Служба свт. Григория Нисского и прп. Дометиана не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой попразднства Богоявления (Б). Приводим также порядок совершения полиелейной или бденной службы свт. Феофана[1] в соединении со службой попразднства Богоявления (в этом случае служба свт. Григория и прп. Дометиана переносится на повечерие[2] и поется вместе со службой прп. Маркиана) (А), а также порядок возможного соединения службы свт. Григория Нисского с полиелейной службой свт. Феофана и службой попразднства Богоявления (В)[3]. А. На великой вечерне[4] «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника, глас 2-й – 3 (см. на стиховне утрени, в службе свт. Григория), и святителя, глас 1-й – 5 (две первые стихиры – дважды). «Слава» – святителя, глас тот же: «Отче Феофане богомудре...», «И ныне» – праздника, глас 4-й: «Трепеташе рука Крестителева...» (см. на «Господи, воззвах», в службе свт. Григория). Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3. На стиховне[5] стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами; см. в службе свт. Григория). «Слава» – святителя, глас 5-й: «Преблаженне отче Феофане...», «И ныне» – праздника, глас 4-й: «Тебе, в Дусе и огни...» (см. в службе свт. Григория). По Трисвятом – тропарь святителя, глас 8-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. После пения тропарей на великой вечерне (без бдения) отверзаются царские врата[6]. Диакон произносит: «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благословен...». Певцы: «Утверди, Боже...». Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит великий отпуст[7]. На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас 8-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении. По 1-м стихословии – седален святителя, глас 8-й: «Непостижимый Свет...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 3-й: «Владыка днесь...» (см. в службе свт. Григория). По 2-м стихословии – седален святителя, глас 8-й: «Непостижимый Свет...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 4-й: «Богоявления время...» (см. в службе свт. Григория). Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. Седален святителя по полиелее, глас 4-й: «Премудрый учителю...» (дважды). «Слава, и ныне» – праздника (по выбору, см. по 1-м или 2-м стихословии в службе свт. Григория) или Богородичен, глас тот же: «Необоримая Предстательнице...»[8]. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 4-й: «Честна пред Господем смерть преподобных Его»; стих: «Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?». Евангелие – Ин., зач. 35 (от полу). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя Феофана...». Стихира святителя, глас 6-й: «Излияся благодать...». Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и святителя на 8. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия праздника: «Глубины открыл есть дно...». По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й; седален святителя, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 1-й: «Иисусу рождшуся...» (см. в службе свт. Григория). По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 4-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника: «Явися Спас...» (см. в службе свт. Григория). «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры святителя, глас 7-й – 4 (первая стихира – дважды)[9]. «Слава» – святителя, глас тот же: «Благочестия мудрый...», «И ныне» – праздника, глас 8-й: «Господи, исполнити хотя...» (см. на стиховне утрени, в службе свт. Григория). Великое славословие. По Трисвятом – тропарь святителя, глас 8-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. Отпуст: «Иже во Иордане...». На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь святителя. Кондаки праздника и святителя читаются попеременно. На Литургии блаженны, от канона праздника, песнь 5-я – 4 (со ирмосом), и святителя, песнь 6-я – 4. На входе – «...во Иордане крестивыйся...». По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь праздника, тропарь святителя. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника. В храме Богородицы – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь святителя; кондак праздника. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь святителя; кондак храма. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника. Примечание. Если совершалось всенощное бдение, то тропарь и кондак храмового святого не поются. Поется Трисвятое. Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника и святителя. О Крещенской отступке апостольских и евангельских чтений В 2023 году по причине Крещенской отступки: В седмицу 33-ю по Пятидесятнице (с 10 по 15 января) читаются рядовые чтения 32-й седмицы. В Неделю 33-ю по Пятидесятнице (16 января) читаются воскресные чтения 32-й Недели (о Закхее). В седмицу 34-ю по Пятидесятнице (с 17 по 22 января) читаются рядовые чтения 33-й седмицы. Апостол и Евангелие – дня и святителя (Евр., 318 зач.; Ин., 36 зач.). Задостойник праздника. Отпуст: «Иже во Иордане...». Б. На вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: святителя, глас 5-й – 3, и преподобного, глас 1-й – 3. «Слава» – святителя, глас 4-й: «Премудрости слово твое...», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Трепеташе рука Крестителева...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – святителя, глас 4-й: «Житие Божественно...», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Тебе, в Дусе и огни...». По Трисвятом – тропарь святых, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. Отпуст: «Иже во Иордане...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь святых, глас 4-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50-й. Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), святителя на 4 и преподобного на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (преподобного). По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й, ин кондак святителя, глас 2-й; седален святителя, глас 3-й. «Слава» – седален преподобного, глас 1-й, «И ныне» – седален праздника, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 1-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя. «Слава, и ныне» – светилен праздника. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – святителя, глас 1-й: «Правыя веры...», «И ныне» – праздника, глас 8-й: «Господи, исполнити хотя...». По Трисвятом – тропарь святых, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. Отпуст 1-го часа: «Иже во Иордане...». На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь святых. Кондак только праздника. На Литургии блаженны, от канона праздника, песнь 5-я – 4 (со ирмосом) и святителя, песнь 6-я – 4. На входе – «...во Иордане крестивыйся...». По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь праздника, тропарь святых; кондак святителя. «Слава» – ин кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника. В храме Богородицы – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь святых; кондак праздника, кондак святителя. «Слава» – ин кондак святителя, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь святых; кондак храма, кондак святителя. «Слава» – ин кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника. Поется Трисвятое. Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника и святых. О Крещенской отступке апостольских и евангельских чтений В 2023 году по причине Крещенской отступки: В седмицу 33-ю по Пятидесятнице (с 10 по 15 января) читаются рядовые чтения 32-й седмицы. В Неделю 33-ю по Пятидесятнице (16 января) читаются воскресные чтения 32-й Недели (о Закхее). В седмицу 34-ю по Пятидесятнице (с 17 по 22 января) читаются рядовые чтения 33-й седмицы. Апостол и Евангелие – дня и святых (1 Кор., 151 зач.; Мф., 34 зач., от полу). Задостойник праздника. Отпуст: «Иже во Иордане...». В. На великой вечерне[10] «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: праздника, глас 2-й – 3 (см. на стиховне утрени, в службе свт. Григория), свт. Феофана, глас 1-й – 4 (первая стихира – дважды), и свт. Григория, глас 5-й – 3. «Слава» – свт. Феофана, глас 1-й: «Отче Феофане богомудре...», «И ныне» – праздника, глас 4-й: «Трепеташе рука Крестителева...» (см. на «Господи, воззвах», в службе свт. Григория). Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3. На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами; см. в службе свт. Григория). «Слава» – свт. Феофана, глас 5-й: «Преблаженне отче Феофане...», «И ныне» – праздника, глас 4-й: «Тебе, в Дусе и огни...» (см. в службе свт. Григория). По Трисвятом – тропарь свт. Феофана, глас 8-й. «Слава» – тропарь свт. Григория, глас 4-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. После пения тропарей на великой вечерне (без бдения) отверзаются царские врата[11]. Диакон произносит: «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благословен...». Певцы: «Утверди, Боже...». Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит великий отпуст[12]. Отпуст: «Иже во Иордане...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (единожды), тропарь свт. Феофана, глас 8-й (единожды). «Слава» – тропарь свт. Григория, глас 4-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении. По 1-м стихословии – седален свт. Феофана, глас 8-й: «Непостижимый Свет...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 3-й: «Владыка днесь...» (см. в службе свт. Григория). По 2-м стихословии – седален свт. Феофана, глас 8-й: «Непостижимый Свет...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 4-й: «Богоявления время...» (см. в службе свт. Григория). Полиелей. Величание свт. Феофана и избранный псалом. Седален святителя по полиелее, глас 4-й: «Премудрый учителю...» (дважды). «Слава, и ныне» – праздника (по выбору, см. по 1-м или 2-м стихословии в службе свт. Григория) или Богородичен, глас тот же: «Необоримая Предстательнице...»[13]. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен свт. Феофана, глас 4-й: «Честна пред Господем смерть преподобных Его»; стих: «Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?». Евангелие – Ин., зач. 35 (от полу). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя Феофана...». Стихира святителя, глас 6-й: «Излияся благодать...». Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), свт. Феофана на 6 и свт. Григория на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия праздника: «Глубины открыл есть дно...». По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й, кондак и икос свт. Григория, глас 1-й, ин кондак свт. Григория, глас 2-й; седален свт. Феофана, глас 8-й. «Слава» – седален свт. Григория, глас 3-й, «И ныне» – седален праздника, глас 1-й. По 6-й песни – кондак и икос свт. Феофана, глас 4-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен свт. Феофана. «Слава» – светилен свт. Григория, «И ныне» – светилен праздника: «Явися Спас...» (см. в службе свт. Григория). «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры святителя, глас 7-й – 4 (со славником)[14]. «Слава» – свт. Григория, глас 1-й: «Правыя веры...» (см. на стиховне утрени), «И ныне» – праздника, глас 8-й: «Господи, исполнити хотя...» (см. на стиховне утрени, в службе свт. Григория). Великое славословие. По Трисвятом – тропарь свт. Феофана, глас 8-й. «Слава» – тропарь свт. Григория, глас 4-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. Отпуст: «Иже во Иордане...». На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропари свт. Феофана и свт. Григория читаются попеременно. Кондаки праздника и свт. Феофана читаются попеременно. На Литургии блаженны, от канона праздника, песнь 5-я – 4 (со ирмосом), свт. Феофана, песнь 3-я – 4 и свт. Григория, песнь 6-я – 4. На входе – «...во Иордане крестивыйся...». По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь праздника, тропарь свт. Феофана, тропарь свт. Григория; кондак свт. Феофана, кондак свт. Григория. «Слава» – ин кондак свт. Григория, «И ныне» – кондак праздника. В храме Богородицы – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь свт. Феофана, тропарь свт. Григория; кондак праздника, кондак свт. Феофана, кондак свт. Григория. «Слава» – ин кондак свт. Григория, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь свт. Феофана, тропарь свт. Григория; кондак храма, кондак свт. Феофана, кондак свт. Григория. «Слава» – ин кондак свт. Григория, «И ныне» – кондак праздника. Поется Трисвятое. Прокимен – праздника, глас 4-й: «Благословен грядый во Имя Господне...», стих: «Исповедайтеся Господеви...»; и святителей, глас 7-й: «Честна пред Господем...». Аллилуиарий – праздника, глас 4-й: «Принесите Господеви...», и святителей, глас 2-й: «Священницы Твои облекутся...». О Крещенской отступке апостольских и евангельских чтений В 2023 году по причине Крещенской отступки: В седмицу 33-ю по Пятидесятнице (с 10 по 15 января) читаются рядовые чтения 32-й седмицы. В Неделю 33-ю по Пятидесятнице (16 января) читаются воскресные чтения 32-й Недели (о Закхее). В седмицу 34-ю по Пятидесятнице (с 17 по 22 января) читаются рядовые чтения 33-й седмицы. Апостол и Евангелие – дня, свт. Феофана (Евр., 318 зач.; Ин., 36 зач.) и свт. Григория (1 Кор., 151 зач.; Мф., 34 зач., от полу). Задостойник праздника. Причастен – праздника: «Явися благодать Божия...», и святителей: «В память вечную...». Отпуст: «Иже во Иордане...». 1 См.: Минея-Январь. Ч. 1. М., 2002. С. 615–625. 2 О порядке пения служб на повечерии см. 22 февраля, во вторник 2-й седмицы Великого поста. 3 В этом случае служба прп. Дометиана переносится на повечерие и поется вместе со службой прп. Маркиана. О порядке пения служб на повечерии см. 22 февраля, во вторник 2-й седмицы Великого поста. 4 Начало великой вечерни при полиелейной службе отличается от начала великой вечерни в составе бдения тем, что начальный возглас – «Благословен Бог наш...», а не «Слава Святей...» (иерей произносит возглас по окончании 9-го часа на амвоне, при закрытых царских вратах и открытой завесе), и тем, что 103-й псалом читается, а не поется. 5 Если в честь свт. Феофана совершается всенощное бдение: На литии – стихира храма и стихиры святителя. «Слава» – святителя, «И ныне» – праздника. На стиховне – стихиры праздника. «Слава» – святителя, «И ныне» – праздника. По Трисвятом – тропарь святителя (дважды) и праздника (единожды). (Ср.: Типикон, 21 декабря, служба свт. Московского Петра, и 11 января, служба прп. Феодосия). 6 Согласно распространенной практике, царские врата отверзаются с началом пения тропарей. 7 Такое окончание положено на великой вечерне (без бдения), которая совершается отдельно от утрени. В случае, если вслед за великой вечерней (без бдения) совершается, по сложившейся богослужебной практике, полиелейная утреня, царские врата не отверзаются. После «Утверди, Боже...» иерей в алтаре пред престолом произносит возглас: «Слава Святей...», творя крест кадилом. 8 Пение Богородична, а не песнопения праздника, допускается в службе вмч. Георгия, даже в дни Светлой седмицы (ср.: Типикон, 23 апреля, а также 2-ю Маркову главу под этим числом). 9 Праздничные стиховны утрени из службы свт. Григория на хвалитех можно не петь (ср.: Минея общая, «Изъявление вкратце»; Типикон, 11 января), поскольку они пелись на «Господи, воззвах». 10 Начало великой вечерни при полиелейной службе отличается от начала великой вечерни в составе бдения тем, что начальный возглас – «Благословен Бог наш...», а не «Слава Святей...» (иерей произносит возглас по окончании 9-го часа на амвоне, при закрытых царских вратах и открытой завесе), и тем, что 103-й псалом читается, а не поется. 11 Согласно распространенной практике, царские врата отверзаются с началом пения тропарей. 12 Такое окончание положено на великой вечерне (без бдения), которая совершается отдельно от утрени. В случае, если вслед за великой вечерней (без бдения) совершается, по сложившейся богослужебной практике, полиелейная утреня, царские врата не отверзаются. После «Утверди, Боже...» иерей в алтаре пред престолом произносит возглас: «Слава Святей...», творя крест кадилом. 13 Пение Богородична, а не песнопения праздника, допускается в службе вмч. Георгия, даже в дни Светлой седмицы (ср.: Типикон, 23 апреля, а также 2-ю Маркову главу под этим числом). 14 Праздничные стиховны утрени из службы свт. Григория на хвалитех можно не петь (ср.: Минея общая, «Изъявление вкратце»; Типикон, 11 января), поскольку они пелись на «Господи, воззвах». ![]()
|
НОВИНКИ1
![]()
Патриарший календарь на 2023 год — официальное календарно- богослужебное, а также справочное издание Русской Православной Церкви.
|