|
Богослужебные указания
2. Суббота. Сре́тение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Совершается бденная служба праздника Сретения Господня (по Минее). На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры праздника, глас 1-й – 8 (первые две стихиры – трижды, третья стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «Да отве́рзется дверь Небе́сная...» (догматик гласа не поется). Вход. Прокимен дня. Паримии праздника – 3. На литии стихиры праздника, глас 1-й и глас 2-й. «Слава» – праздника, глас 5-й: «Испыта́йте Писа́ния...», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Ве́тхий де́ньми, младе́нствовав пло́тию...». На стиховне стихиры праздника, глас 7-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 8-й: «И́же на Херуви́мех носи́мый...». По Трисвятом – тропарь праздника, глас 1-й (трижды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь. Кафизмы 16-я и 17-я[1]. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Полиелей. Величание праздника: «Велича́ем Тя, Живода́вче Христе́, и чтим Пречи́стую Ма́терь Твою́, Е́юже по зако́ну ны́не прине́слся еси в храм Госпо́день», и избранный псалом. Седален праздника по полиелее, глас 4-й: «Младе́нствуеши мене́ ра́ди...». «Слава, и ныне» – тот же седален. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен праздника, глас 4-й: «Помяну́ и́мя Твое́ во вся́ком ро́де и ро́де»; стих: «Отры́гну се́рдце мое́ сло́во бла́го, глаго́лю аз дела́ моя́ Царе́ви». Евангелие – праздника (Лк., 8 зач.). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами Богородицы...». Стихира праздника, глас 6-й: «Да отве́рзется дверь Небе́сная...». Канон праздника со ирмосом на 14 (ирмосы по дважды). Библейские песни «Поем Господеви...»[2]. Катавасия праздника: «Су́шу глубороди́тельную...». По 3-й песни – седален праздника, глас 4-й: «На горе́ Сина́йстей...». «Слава, и ныне» – тот же седален. По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 1-й. На 9-й песни – припевы праздника и обычное каждение. («Честнейшую» не поем.) 1-й лик поет первый припев: «Богоро́дице Де́во, упова́ние христиа́ном, покры́й, соблюди́ и спаси́ на Тя упова́ющих»[3], и ирмос: «В зако́не се́ни и писа́ний...». 2-й лик поет второй припев: «Богоро́дице Де́во, ми́ру блага́я помо́щнице, покры́й и соблюди́ от вся́кия ну́жды и печа́ли», и тот же ирмос. 1-й лик: «Богоно́се Симео́не...», и тропарь: «Иже дре́вним...». 2-й лик: «Объе́млет рука́ми ста́рец Симео́н...», и тот же тропарь. 1-й лик: «Не ста́рец Мене́ держи́т...», и тот же тропарь. 2-й лик: «Клеще́ та́инственная...», и тот же тропарь. 1-й лик: «О дщи Фану́илева!..», и тропарь: «Возда́л еси мне...». 2-й лик: «Анна целому́дренная...», и тот же тропарь. 1-й лик: «Непостижи́мо есть...», и тот же тропарь. 2-й лик: «Чистая Голуби́ца...», и тот же тропарь. 1-й лик: «О Христе́, всех Царю́! Побе́ды на враги́...», и тропарь: «Священноле́пно испове́дашеся...». 2-й лик: «О Христе́, всех Царю́! Пода́ждь ми...», и тот же тропарь. 1-й лик: «Трисия́тельное и Триипоста́сное...», и тот же тропарь. 2-й лик: «О Деви́це Марие!..», и тот же тропарь. Затем оба лика вместе поют 1-й припев: «Богородице Дево, упова́ние христиа́ном, покры́й, соблюди́ и спаси́ на Тя упова́ющих», и ирмос: «В зако́не се́ни и писа́ний...». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника. «Слава» – тот же светилен, «И ныне» – тот же светилен. «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры праздника, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «На рука́х ста́рческих...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника, глас 1-й (единожды). Отпуст праздника: «И́же во объя́тиих пра́веднаго Симео́на носи́тися изво́ливый, на́шего ра́ди спасе́ния, Христо́с, И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, яко Благ и Человеколю́бец». На часах – тропарь и кондак праздника. Примечание. «О часе́ же 2-м дне исхо́дим с лити́ею вне монастыря́, пою́ще стихи́ры пра́здника, и кано́н; и возвра́щшеся пое́м часы́ и Литурги́ю» (Типикон, 2 февраля). На Литургии антифоны изобразительны. Блаженны праздника, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4. Входное: «Сказа́ Госпо́дь спасе́ние Свое́, пред язы́ки откры́ пра́вду Свою́»[4]. Примечание. Перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, про́сти» (см. примечание 6 января). По входе – тропарь праздника. «Слава, и ныне» – кондак праздника. Поется Трисвятое. Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника. Апостол и Евангелие – праздника (рядовые чтения переносятся на пятницу 1 февраля). Задостойник праздника – припев: «Богоро́дице Де́во, упова́ние христиа́ном...», и ирмос: «В зако́не се́ни...» (задостойник поется на Литургии до отдания праздника Сретения Господня). Отпуст праздника (как на утрене). Примечание. «А́ще ли случи́тся Рождество́ Богоро́дицы, или́ Сре́тение, или́ Успе́ние, в сре́ду и пято́к, разреша́ем на ры́бу и вино́» (Типикон, глава 33-я). С 3 по 7 февраля – попразднство Сретения Господня. 8 февраля – отдание праздника Сретения Господня[5]. 1 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15). 2 В тех храмах, где предписание Устава о соединении канона с пением библейских пророческих песней остается трудноисполнимым, допустимо стихи из песней Священного Писания заменять особыми припевами, сообразуясь с содержанием канона. По мнению схиархим. Иоанна (Маслова), канон праздника Сретения Господня следует петь с припевом: «Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ нас» (Иоанн (Маслов), схиархим. Лекции по Литургике. М., 2002. С. 95). Существует также традиция пения канона Сретения с припевом: «Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́». 3 По традиции, 1-й припев поет священник или диакон. 4 «Прииди́те, поклони́мся...» не поется, кроме архиерейских богослужений (ср.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. СПб., 1907. С. 380–383). 5 «А́ще ли случи́тся пра́здник Сре́тения Госпо́дня в неде́лю блу́днаго, или́ в понеде́льник, или́ во вто́рник мясопу́стныя неде́ли, отдае́тся пра́здник в пято́к тоя́же неде́ли» (см.: Типикон, 9 февраля, 2-я Маркова глава, 2-е «зри», «Ука́з о пра́зднице Сре́тения Госпо́дня, а́ще в кой день Сре́тение бу́дет, или́ в кой день случи́тся отда́ние его́»). Ср.: Типикон, 9 февраля, 2-я Маркова глава, 5-е «зри».
|
Православный настенный календарь Издательства Московской Патриархии — традиционное издание, содержащее краткий месяцеслов и указатель литургийных чтений по дням года. В календарь внесены указания о необходимых переносах празднований в предстоящем богослужебном году, а также имена новопрославленных для общецерковного почитания святых.
|