Богослужебные указания

3 февраля по старому стилю  /  16 февраля по новому стилю
воскресенье

3. Неделя о блудном сыне. Глас 1-й. Попразднство Сретения Господня.

Правв. Симео́на Богоприи́мца и А́нны проро́чицы. Равноап. Никола́я, архиеп. Япо́нского (служба может быть перенесена на понедельник, 4 февраля)[1]. Блгв. кн. Рома́на У́гличского.

Иконы Божией Матери, именуемой «Умягче́ние злых сердец» или «Симео́ново прорече́ние».

Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой Триоди и службой попразднства Сретения Господня (по 9-й Марковой главе Типикона под 2 февраля: «А́ще случи́тся попра́зднство Сре́тения Госпо́дня в Неде́лю фарисе́еву, или́ блу́днаго, или́ мясопу́стную»).

Примечание. Служба правв. Симео́на Богоприи́мца и А́нны проро́чицы может быть перенесена на повечерие в Неделю вечера (ср.: Триодь Постная, «Неделя... мытаря и фарисея», 1-е «зри»)[2]. Полиелейная служба равноап. Никола́я, архиеп. Япо́нского, может быть перенесена на понедельник, 4 февраля (ср.: Типикон, 1 февраля, 2-я Маркова глава).

На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 1-й – 4, Триоди, глас тот же – 3 (первая стихира – дважды), и праздника, глас тот же – 3 (см. в Минее 3 февраля, в службе правв. Симео́на Богоприи́мца и Анны проро́чицы). «Слава» – Триоди, глас 2-й: «О, коли́ких благ...», «И ныне» – догматик, глас 1-й: «Всеми́рную сла́ву...».

Вход. Прокимен дня.

На литии стихиры праздника, глас 1-й (см. в Минее 3 февраля, в службе правв. Симео́на Богоприи́мца и Анны проро́чицы, на стиховне вечерни, без припевов), и стихиры Триоди, глас 2-й: «Блу́днаго глас...», и глас 8-й: «Ижди́х блу́дно...» (см. на хвалитех)[3]. «Слава» – Триоди, глас 4-й: «Яко блу́дный сын...» (см. славник литийных стихир Триоди)[4], «И ныне» – праздника, глас 2-й: «Свяще́ннаго Свяще́нная Де́ва...» (см. в Минее 3 февраля, в службе правв. Симео́на Богоприи́мца и Анны проро́чицы, на стиховне утрени).

На стиховне стихиры воскресные, глас 1-й. «Слава» – Триоди, глас 6-й: «Оте́ческаго да́ра...», «И ныне» – праздника, глас 1-й: «Днесь дре́вле Моисе́ю...» (см. в Минее 3 февраля, в службе правв. Симео́на Богоприи́мца и Анны проро́чицы, на стиховне вечерни).

По Трисвятом – «Богородице Дево...» (дважды) и тропарь праздника, глас 1-й (единожды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас тот же.

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные[5].

Полиелей. К двум полиелейным псалмам присоединяется псалом 136-й: «На река́х Вавило́нских...»[6]. «Ангельский собор...». Ипакои, степенны и прокимен – гласа[7]. Евангелие воскресное 1-е. «Воскресение Христово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Покая́ния отве́рзи ми две́ри...», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «На спасе́ния стези́...». Глас 6-й: «Помилуй мя, Боже...», и стихира Триоди, глас тот же: «Мно́жества соде́янных...»[8].

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, Триоди на 4 и праздника на 4.

Библейские песни «Поем Господеви...».

Катавасия праздника «Су́шу глубороди́тельную...»[9].

По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 1-й. «Слава» – седален Триоди, глас тот же: «Объя́тия О́тча...», «И ныне» – седален праздника, глас 3-й: «От Де́вы Тя воплоще́нна...» (см. в Минее 3 февраля, в службе правв. Симео́на Богоприи́мца и Анны проро́чицы).

По 6-й песни – кондак и икос Триоди, глас 3-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 1-й. «Слава» – светилен Триоди (по выбору)[10], «И ныне» – светилен праздника: «Ду́хом во святи́лищи...» (см. в Минее 2 февраля)[11].

«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 1-й – 4, и праздника, глас 6-й и глас 2-й – 4 (см. в Минее 3 февраля, в службе правв. Симео́на Богоприи́мца и Анны проро́чицы, на стиховне утрени, со славником, глас 2-й: «Свяще́ннаго Свяще́нная Де́ва...», и припевами своими). «Слава» – Триоди, глас 6-й: «О́тче Благи́й...», «И ныне» – «Преблагословенна еси...».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение...».

Отпуст воскресный: «Воскресы́й из мертвых...».

Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – стихира евангельская 1-я.

На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праздника. Кондаки Триоди и праздника читаются попеременно.

На Литургии блаженны гласа – 4, Триоди, песнь 6-я – 4, и праздника, песнь 1-я – 4.

На входе – «...Воскресы́й из мертвых...».

По входе – тропари и кондаки:

Примечание. Порядок пения тропарей и кондаков в 9-й Марковой главе Типикона под 2 февраля излагается без учета посвящения храма: тропарь воскресный, тропарь праздника; «Слава» – кондак Триоди, «И ныне» – кондак праздника. Согласно общему уставу, в храме святого может петься тропарь и кондак храма. Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 423, 428–431.

В храме Господском и Богородицы – тропарь воскресный, тропарь праздника. «Слава» – кондак Триоди, «И ныне» – кондак праздника.

В храме святого – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь храма; кондак Триоди. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак праздника.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и праздника.

Примечание. 9-я Маркова глава Типикона под 2 февраля умалчивает о прокимне, аллилуиарии и причастне праздника, но в соответствии с общим уставом они должны петься. Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 425, 427.

Апостол и Евангелие – Недели о блудном сыне.

Задостойник праздника.

Отпуст воскресный: «Воскресы́й из мертвых...».

Примечание. В седмицу мясопустную «Аллилуия» не поется (т. е. постовое богослужение не совершается); одна из кафизм утрени (третья) переносится на вечерню[12]. Не поются междочасие и канон молебный ко Пресвятой Богородице на повечерии; повечерие положено малое. Точно так же – и в седмицу сырную, кроме среды и пятницы (см.: Типикон, гл. 49-я, «Неделя... блуднаго сына», «зри»).

Примечание. «Ве́домо же да есть, я́ко после́дование прилуча́ющихся святы́х в суббо́ту, и в Неде́лю мясопу́стную, пое́тся в мимоше́дших повече́риях. Та́кожде о суббо́те и Неде́ли сыропу́стной твори́м: или́ ка́ко настоя́тель изво́лит, кроме́ а́ще где случи́тся вели́каго свята́го па́мять» (Триодь Постная, «Неделя... блуднаго сына», «зри»).


1 Минея содержит две службы равноап. Никола́я, архиеп. Япо́нского (с. 67–79 и с. 79–92).

2 О порядке пения служб на повечерии см. 26 февраля, во вторник 2-й седмицы Великого поста.

3 Хвалитная (и литийная) стихира Триоди, глас 4-й: «Яко блу́дный сын...», поется на литии на «Славу». Славник хвалитных стихир Триоди, глас 6-й: «О́тче Благи́й...», не переносится на литию, поскольку поется на хвалитех (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 395, 397, 417).

4 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 395, 397.

5 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 1-го гласа: «Гаврии́лу веща́вшу...».

6 «Полиеле́й: обы́чныя два псалма́. Припева́ем же к сим и тре́тий псало́м: На река́х Вавило́нских со Аллилу́иею кра́сною» (Типикон, гл. 49-я, «Неде́ля, в ню́же чте́тся свяще́нное и свято́е Ева́нгелие, при́тчи блу́днаго сы́на»).

7 Прокимен воскресный, глас 1-й: «Ны́не воскресну́, глаго́лет Госпо́дь,/ положу́ся во спасе́ние, не обиню́ся о нем», стих: «Словеса́ Госпо́дня, словеса́ чи́ста».

8 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 405.

9 В Триоди Постной в Неделю о блудном сыне на утрене назначена катавасия «Моисейскую песнь...» (см.: Триодь Постная, ч. 1, л. 10, на обороте), но такое указание (без каких-либо оговорок) не охватывает всех возможных совпадений Триоди Постной с праздниками Минеи: ведь Неделя о блудном сыне может случиться в период с 18 января по 22 февраля, когда праздники Минеи следуют один за другим. Итак, если Неделя о блудном сыне случится с 18 января по 9 февраля (включительно), то катавасия – «Су́шу глубороди́тельную землю...». Если Неделя о блудном сыне случится с 10 по 22 февраля (включительно), то катавасия – «Моисейскую песнь...», которая и указана в последовании Триоди Постной, тогда как про другую ничего не говорится.

10 Расширительно толкуя схематичные указания Устава относительно богослужебных текстов по 9-й песни канона, можно считать допустимым следующий порядок исполнения песнопений: ексапостиларий воскресный 1-й; светилен Триоди: «Бога́тство, е́же ми дал еси...»; «Слава» – ин светилен Триоди: «Расточи́х бога́тство...», «И ныне» – светилен праздника: «Ду́хом во святи́лищи...» (см. в Минее 2 февраля).

11 Ср.: Минея-Февраль. Киев, 1893. Л. 31 об.–32.

12 В текущем году данные богослужебные особенности обусловлены также и периодом попразднства Сретения Господня.

НОВИНКИ8
В Издательстве Московской Патриархии вышел в свет православный церковный календарь на 2026 год «Глаголу Божию внимая». Издание содержит чтения из Священного Писания на каждый день
ФЕВРАЛЬ
пн вт ср чт пт сб вс
30 ноября    13 декабря
по старому стилю   по новому стилю