Богослужебные указания

5 февраля по старому стилю  /  18 февраля по новому стилю
вторник

5. Вторник. Попразднство Сретения Господня. Мц. Ага́фии. Иконы Божией Матери, именуемой «Взыска́ние поги́бших». Свт. Феодо́сия, архиеп. Черни́говского (службу зри 9 сентября).

Служба мц. Ага́фии не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой попразднства Сретения Господня (А). Приводим также порядок совершения полиелейной службы в честь иконы Божией Матери, именуемой «Взыска́ние поги́бших», в соединении со службой попразднства Сретения Господня (Б) и порядок совершения полиелейной службы свт. Феодо́сия, архиеп. Черни́говского, в соединении со службой попразднства Сретения Господня (В).

А. На вечерне кафизма 6-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника, глас 1-й – 3[1], и мученицы, глас 4-й – 3. «Слава» – мученицы, глас 8-й: «Пресла́вно чу́до бысть...», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Иже на Херуви́мех носи́мый...».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры праздника, глас 6-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 2-й: «Ему́же вы́шнии...».

По Трисвятом – тропарь мученицы, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.

Отпуст: «Иже во объя́тиих...».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь мученицы, глас 4-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.

Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50-й.

Каноны: праздника со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и мученицы на 4.

Библейские песни «Поем Господеви...».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (мученицы).

По 3-й песни – кондак мученицы, глас 4-й; седален мученицы, глас 3-й. «Слава, и ныне» – седален праздника, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 1-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен мученицы. «Слава, и ныне» – светилен праздника: «Ду́хом во святи́лищи...» (см. 2 февраля).

«Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы.

Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «Ра́дуйся, Яже ра́дость...».

По Трисвятом – тропарь мученицы, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.

Отпуст 1-го часа: «Иже во объя́тиих...».

На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь мученицы. Кондак только праздника.

На Литургии блаженны праздника, песнь 5-я – 6 (со ирмосом).

На входе – «...во святых Дивен сый...».

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь храма, тропарь праздника, тропарь мученицы, кондак храма. «Слава» – кондак мученицы, «И ныне» – кондак праздника.

В храме Богородицы – тропарь праздника, тропарь мученицы. «Слава» – кондак мученицы, «И ныне» – кондак праздника.

В храме святого – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь мученицы; кондак храма. «Слава» – кондак мученицы, «И ныне» – кондак праздника.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника.

Апостол и Евангелие – дня.

Задостойник праздника.

Отпуст: «Иже во объя́тиих...».


Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника, глас 1-й – 3, и Богородицы (иконы), глас тот же – 5. «Слава» – Богородицы (иконы), глас 5-й: «Исполне́ние зако́на...», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Ве́тхий де́ньми...», или праздника, глас 8-й: «Иже на Херуви́мех носи́мый...» (см. в службе мц. Агафии).

Вход. Прокимен дня. Паримии Богородицы (иконы) – 3.

На стиховне стихиры праздника, глас 6-й (со своими припевами), или стихиры Богородицы (иконы), глас 5-й (со своими припевами)[2]. «Слава» – Богородицы (иконы), глас 6-й: «Собери́ разстоя́щия во еди́но...», «И ныне» – праздника, глас тот же: «На рука́х ста́рческих...», или праздника, глас 2-й: «Ему́же вы́шнии...».

По Трисвятом – тропарь Богородицы (иконы) (по выбору). «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.

Отпуст: «Иже во объя́тиих...».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь Богородицы (иконы) (по выбору), «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.

Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды).

Полиелей. Величание Богородицы (иконы) и избранный псалом. Седален праздника по полиелее, глас 4-й: «Младе́нствуеши мене́ ра́ди...». «Слава, и ныне» – тот же седален. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен Богородицы (иконы), глас 4-й: «Помяну́ и́мя Твое́ во вся́ком ро́де и ро́де»; стих: «Отры́гну се́рдце мое́ сло́во бла́го, глаго́лю аз дела́ моя́ Царе́ви». Евангелие – Богородицы (иконы). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами Богородицы...». Стихира Богородицы (иконы), глас 6-й: «Не наде́емся на кня́зи...» (см. славник на литии в Минее).

Каноны: праздника со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и Богородицы (иконы) на 8.

Библейские песни «Поем Господеви...».

Катавасия праздника: «Су́шу глубороди́тельную...».

По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 1-й; седален Богородицы (иконы), глас 2-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 3-й: «От Де́вы Тя воплоще́нна...» (см. в службе мц. Агафии).

По 6-й песни – кондак Богородицы (иконы), глас 6-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую». (Припевы праздника не поются.)

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника: «Ду́хом во святи́лищи...» (см. 2 февраля). «Слава, и ныне» – тот же светилен.

«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 6: праздника, глас 2-й – 3 и Богородицы (иконы), глас 4-й – 3 (см. на литии в Минее). «Слава» – Богородицы (иконы), глас 6-й: «Не наде́емся на кня́зи...» (см. славник на литии в Минее), «И ныне» – праздника, глас 2-й: «Ра́дуйся, Яже ра́дость...».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь Богородицы (иконы) (по выбору). «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.

Отпуст: «Иже во объя́тиих...».

На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь Богородицы (иконы). Кондаки праздника и Богородицы (иконы) читаются попеременно.

На Литургии блаженны праздника, песнь 5-я (со ирмосом) – 4, и Богородицы (иконы), песнь 6-я – 4.

На входе – «...во святых Дивен сый...».

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь храма, тропарь праздника, тропарь Богородицы (иконы); кондак храма. «Слава» – кондак Богородицы (иконы), «И ныне» – кондак праздника.

В храме Богородицы – тропарь праздника, тропарь Богородицы (иконы). «Слава» – кондак Богородицы (иконы), «И ныне» – кондак праздника.

В храме святого – тропарь праздника, тропарь Богородицы (иконы), тропарь храма; кондак Богородицы (иконы). «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак праздника.

Прокимен и причастен – праздника (и Богородицы (иконы))[3].

Аллилуиарий – праздника и Богородицы (иконы).

Апостол и Евангелие – дня и Богородицы (иконы).

Задостойник праздника.

Отпуст: «Иже во объя́тиих...».


В. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника, глас 1-й (ср. в службе мц. Агафии)[4] – 3, и святителя, глас 2-й – 5 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – святителя, глас 6-й: «Челове́че Бо́жий...», «И ныне» – праздника, глас 8-й: «Иже на Херуви́мех носи́мый...» (см. в службе мц. Агафии).

Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3.

На стиховне стихиры праздника, глас 6-й (со своими припевами; ср. в службе мц. Агафии), или стихиры святителя, глас 5-й (со своими припевами)[5]. «Слава» – святителя, глас 5-й: «Прииди́те, христоно́снии лю́дие...», «И ныне» – праздника, глас 2-й: «Ему́же вы́шнии...» (ср. в службе мц. Агафии).

По Трисвятом – тропарь святителя, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.

Отпуст: «Иже во объя́тиих...».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас 4-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.

Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. По каждой кафизме – седален святителя (дважды), «Слава, и ныне» – седален праздника (ср. в службе мц. Агафии).

Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. Седален святителя по полиелее, глас 6-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника (по выбору, см. по 1-м или по 2-м стихословии, ср. в службе мц. Агафии), или Богородичен Минеи, глас тот же: «Ско́рый Твой покро́в...». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 4-й: «Честна́ пред Го́сподем смерть преподо́бных Его́»; стих: «Что возда́м Го́сподеви о всех, я́же воздаде́ ми?». Евангелие – святителя. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя...». Стихира святителя, глас 6-й: «Уго́дниче Бо́жий...».

Каноны: праздника со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и святителя на 8.

Библейские песни «Поем Господеви...».

Катавасия праздника: «Су́шу глубороди́тельную...».

По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 1-й; седален святителя, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 3-й (см. в службе мц. Агафии).

По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 4-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника: «Ду́хом во святи́лищи...» (см. 2 февраля).

«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 6: праздника, глас 2-й – 3 (ср. на стиховне утрени в службе мц. Агафии) и святителя, глас 6-й – 3. «Слава» – святителя, глас 2-й: «Что Тебе́ принесе́м...», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Ра́дуйся, Яже ра́дость...» (ср. на стиховне утрени в службе мц. Агафии).

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь святителя, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.

Отпуст: «Иже во объя́тиих...».

На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь святителя. Кондаки праздника и святителя читаются попеременно.

На Литургии блаженны праздника, песнь 5-я (со ирмосом) – 4, и святителя, песнь 6-я – 4.

На входе – «...во святых Дивен сый...».

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь храма, тропарь праздника, тропарь святителя; кондак храма. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника.

В храме Богородицы – тропарь праздника, тропарь святителя. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника.

В храме святого – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь святителя; кондак храма. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника и святителя.

Апостол и Евангелие – дня и святителя.

Задостойник праздника.

Отпуст: «Иже во объя́тиих...».


1 В службе мц. Агафии (см.: Минея-Февраль. М., 2002) рядовые тексты праздника, в основном, только указываются. В данном издании Минеи многие из них помещены в службе в честь иконы Божией Матери, именуемой «Взыскание погибших».

2 См.: Типикон, 21 декабря (свт. Петра) и 11 января (прп. Феодосия); Минея общая, «Изъявление вкратце...».

3 Прокимны и причастны праздника и Богородицы (иконы) совпадают.

4 В службе мц. Агафии (см.: Минея-Февраль. М., 2002) рядовые тексты праздника, в основном, только указываются. В данном издании Минеи многие из них помещены в службе в честь иконы Божией Матери, именуемой «Взыскание погибших».

5 См.: Типикон, 21 декабря (свт. Петра) и 11 января (прп. Феодосия); Минея общая, «Изъявление вкратце...».

НОВИНКИ11
В Издательстве Московской Патриархии вышел в свет православный церковный календарь на 2025 год «День смыслом наполняя». Православный календарь с душеполезными чтениями – это ежегодное тематическое приложение официального Патриаршего календаря Русской Православной Церкви. Издание хорошо иллюстрировано и рассчитано на широкий круг читателей.
ФЕВРАЛЬ
пн вт ср чт пт сб вс
7 января    20 января
по старому стилю   по новому стилю