1 2021

Богослужебные указания

14 марта по старому стилю  /  27 марта по новому стилю
суббота
Суббота 2-й седмицы.

14. Суббота 2-й седмицы. Поминовение усопших. Прп. Венедикта.

Феодоровской иконы Божией Матери. Себежской иконы Божией Матери, именуемой «Умиление».

Совершается заупокойная служба Триоди в соединении со службой Октоиха и рядовой службой Минеи (прп. Венедикта).

Повечерие великое (без поклонов):

По 1-м Трисвятом – тропарь, глас 2-й: «Апостоли, мученицы и пророцы…». «Слава» – ин тропарь глас тот же: «Помяни, Господи…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Мати Святая…».

По 2-м Трисвятом – тропари Часослова (обычные), глас 6-й: «Помилуй нас, Господи…».

По «Слава в вышних…» – поется служба мч. Агапия и иже с ним (с 15 марта), и заупокойный канон Октоиха, глас 8-й (с утрени субботы, без ирмосов). Канон Богородицы (Октоиха) не поется, так как заменяется заупокойным.

После канонов – «Достойно есть».

По 3-м Трисвятом – кондак, глас 8-й: «Со святыми упокой…» (вместо «Господи Сил…»). «Господи, помилуй» (40), «Иже на всякое время…», «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Возглас: «Молитвами святых отец наших…». Чтец: «Аминь». Молитва: «Нескверная, Неблазная…», «И даждь нам, Владыко…», «Преславная Приснодево…», «Упование мое Отец…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». «Слава, и ныне». «Господи, помилуй» (трижды). «Благослови». Отпуст малый: «Христос, Истинный Бог наш…». Обычное прощение. Ектения: «Помолимся…».

Полунощница обычная – субботняя.

Утреня начинается обычным порядком (см. 7 марта).

Вместо «Бог Господь» – «Аллилуия»[129], глас 2-й, с заупокойными стихами: 1-й – «Блажени, яже избрал и приял еси, Господи»; 2-й – «Память их в род и род»; 3-й – «Души их во благих водворятся». Тропарь, глас 2-й: «Апостоли, мученицы и пророцы…» (дважды). «Слава» – ин тропарь, глас тот же: «Помяни, Господи…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Мати Святая…».

Стихословится 16-я кафизма. Малая ектения (обычная, не заупокойная). Седальны Октоиха, глас 8-й (три мученична: 2-й, 3-й и 4-й, а 1-й оставляется, и мертвен): «Воздержанием страстей...», «Пророцы, мученицы Христовы...», стих: «Блажени, яже избрал...» – «Преставльшияся благочестно...», стих: «Души их во благих...» – «Глубиною мудрости...». «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный текущего гласа: «Иже нас ради…» (см. по 1-м стихословии)[130].

По седальнах сразу[131] (ничего не глаголя) поем (по Уставу, на 5-й глас) непорочны (17-ю кафизму)[132], разделяя на две части (статии), с припевом к 1-й: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим». Первая статия оканчивается 93-м стихом, перед словом: «Среда» (т. е. середина). После первой статии не произносится: «Слава, и ныне», но с припевом поются (трижды) заключительные 92-й и 93-й стихи: «Яко аще бы не закон Твой…» и «Во век не забуду оправданий Твоих…»[133].

Примечание. Относительно окончания первой и второй статии 17-й кафизмы при заупокойном богослужении существуют следующие мнения: 1) каждый из двух последних стихов первой и второй статии поется по трижды с соответствующим припевом[134]; 2) в каждой статии два последних стиха объединяются «за един» и поются с припевом трижды[135].

Произносится малая заупокойная ектения: «Паки и паки…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих праотец, отец, и братий наших…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Яко да Господь Бог учинит души их…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Милости Божия…», певцы: «Подай, Господи». «Господу помолимся». Певцы тихо: «Господи, помилуй» (40). Иерей тайно читает молитву: «Боже духов…». Возглас: «Яко Ты еси Воскресение…». Певцы: «Аминь».

Вторая статия 17-й кафизмы: «Твой есмь аз…» поется с припевом к каждому стиху: «Спасе, спаси мя»[136]. В конце трижды поются с припевом заключительные 175-й и 176-й стихи: «Жива будет душа моя…» и «Заблудих, яко овча погибшее…».

Далее тропари по Непорочных, глас 5-й: «Святых лик...», с припевом «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим»[137]. Малая заупокойная ектения (см. по 1-й статии). «Господи, помилуй» (40). Иерей тайно читает молитву: «Боже духов…». По возгласе певцы: «Аминь», и седален, глас 5-й: «Покой, Спасе наш…», «Слава» – конец этого песнопения: «И вся, яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче»[138], «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «От Девы возсиявый…». Псалом 50-й. (Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя…» не глаголется.)

Каноны:

В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), канон Минеи (прп. Венедикта) на 4. Начиная с 6-й песни канон храма опускается, и поется сначала канон Минеи (прп. Венедикта) со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), потом два четверопеснца Триоди – на 10[139].

В храме святого – канон Минеи (прп. Венедикта) со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), канон храма святого на 4. Начиная с 6-й песни канон храма опускается, поются канон Минеи (прп. Венедикта) и четверопеснцы так же, как в храме Господском и Богородицы.

Библейские песни Ирмология по великопостному разделу.

Примечание. Начальные стихи песней Священного Писания, с 1-й по 5-ю, не поются, а начинают стихословиться только после ирмоса и 1-го тропаря, с надписи «на 8» (всего на 10). 13 стихов 6-й и 9-й библейских песней (включая «Слава» и «И ныне») начинают петься, чередуясь с тропарями канона Минеи и четверопеснцев Триоди, – после ирмоса канона Минеи (всего, включая ирмос канона Минеи, на 14, и в заключение еще 2 дополнительных тропаря 2-го четверопеснца с особыми припевами). 7-я и 8-я библейские песни стихословятся от начала до конца; после стиха с надписью «на 14» поется ирмос канона Минеи и далее тропари, чередуясь со стихами (всего, включая ирмос Минеи, на 14, и в заключение еще 2 дополнительных тропаря 2-го четверопеснца с особыми припевами).

Катавасия по 3-й песни – ирмос 3-й песни последнего канона, а по 6-й, 7-й, 8-й и 9-й – ирмосы второго четверопеснца.

По 3-й песни – ектения малая (обычная, не заупокойная). Кондак прп. Венедикта, глас 6-й (см. по 6-й песни); седален прп. Венедикта, глас 1-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

Примечание. Типикон умалчивает о кондаке прп. Венедикта, глас 4-й: «Возгоревся рачением...». В Минее синодального периода (см.: Минея-Март. Киев, 1893. Л. 72 об.) этот кондак также отсутствует.

По 6-й песни – малая заупокойная ектения (см. по 1-й статии 17-й кафизмы). Кондак, глас 8-й: «Со святыми упокой…», и икос, глас тот же.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Достойно есть». Светилен гласа.

Примечание. Светилен заимствуется из приложения Октоиха «Светильны дневнии во всю седмицу» и берется по рядовому гласу Октоиха (в данном случае 8-го гласа). Светилен исполняется дважды (через «Слава, и ныне»), первый раз оканчиваясь словами: «Молитвами, Господи, святых Твоих, и спаси мя», а второй – «Молитвами, Господи, Богородицы, и спаси мя»[140].

В Постной Триоди (см. в субботу 2-ю поста) приводится следующий устав пения светильнов: «Небо звездами украсивый…». «Слава» – «Живыми и мертвыми обладаяй…», «И ныне» – Богородичен: «Сладость ангелов…». Однако такое указание не соответствует Типикону (см. гл. 49, «В субботу 2-ю постов на утрени») и Октоиху (см. Приложение – «Светильны дневнии во всю седмицу»).

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры Октоиха (мученичны), глас 8-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – мертвен Октоиха, глас тот же: «Безмерна есть...» (см. на хвалитех), «И ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Аз, Дево Святая...».

«Тебе слава подобает…» не произносится, но сразу: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.

Стихиры на стиховне Октоиха («покойны гласа»[141]; со своими, заупокойными, стихами), глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Яко заченши…».

«Благо есть» (единожды). Трисвятое. По «Отче наш» – тропарь, глас 2-й: «Апостоли, мученицы и пророцы…». «Слава» – ин тропарь, глас тот же: «Помяни, Господи…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Мати Святая…».

После сугубой ектении «Помилуй нас, Боже…» – иерей: «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благословен…». Певцы: «Аминь». «Утверди, Боже…», и сразу 1-й час.

На часах – тропари: «Апостоли, мученицы и пророцы…». «Слава» – «Помяни, Господи, яко Благ…». Кондак: «Со святыми упокой…».

Литургия свт. Иоанна Златоуста.

Блаженны гласа – 6.

По входе – тропари, глас 2-й: «Апостоли, мученицы и пророцы…», «Помяни, Господи, яко Благ…». «Слава» – кондак, глас 8-й: «Со святыми упокой…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Тебе и стену, и пристанище…».

Прокимен – дня (субботы), глас 8-й: «Веселитеся о Господе...», стих: «Блажени, ихже оставишася беззакония...»; и заупокойный, глас 6-й: «Души их во благих водворятся».

Апостол и Евангелие – субботы 2-й седмицы и заупокойные.

Аллилуиарий – дня (субботы): «Воззваша праведнии…», стих: «Многи скорби праведным…»; и заупокойный: «Блажени, яже избрал…».

Причастен – дня (субботы): «Радуйтеся, праведнии…», и заупокойный: «Блажени, яже избрал…».



129 «Аллилуиа» обыкновенно поется трижды по трижды (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 754–755).
130 Субботняя служба Октоиха 8-го гласа в составе седальнов по 2-м стихословии содержит один мученичен и два мертвена с Богородичном.
131 Устав предписывает после седальнов «чтение в Шестодневе Златоустове» (Типикон, гл. 49, «В субботу 2-ю постов на утрени»), которое в современной практике, как правило, опускается.
133 О священнодействиях иерея и диакона см. в субботу мясопустную (21 февраля). Каждение – так же, как в субботу мясопустную.
134 Ср.: Богослужебные указания на 1958 год для священно-церковнослужителей. М., 1958. С. 25; Последование исходное монахов, Требник [Большой]. М., 1884. СПб., 1995р. Л. 109, 112, 116.
135 Ср.: Богослужебные указания на 1957 год для священно-церковнослужителей. М., 1956. С. 45; Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 166–167; Последование парастаса, сиречь великия панихиды и всенощнаго бдения, певаемых по усопшим. Петроград, 1884. Л. 6–6 об., 10; Октоих, последование панихиды.
136 По возгласе: «Яко Ты еси Воскресение…» правый лик начинает петь вторую статию: «Твой есмь аз…». Иерей с диаконом (или диакон) совершают, по традиции, малое каждение (тетрапод окрест, иконостас, лики, народ, местные иконы иконостаса, тетрапод спереди, то есть с западной стороны).
137 Во время тропарей по Непорочных священник с диаконом совершают, по обычаю, полное каждение всего храма.
138 Пение окончания седальна на «Славу» указывается в Триоди Постной; Типикон в последовании субботы 2-й седмицы Великого поста умалчивает об этом: «Таже седален, глас 5-й: Покой, Спасе наш... Слава, и ныне: От Девы возсиявый...» (Типикон, гл. 49, «В субботу 2-ю постов на утрени»).
139 Каждый четверопеснец содержит по четыре тропаря; кроме того, во втором четверопеснце имеется (после Богородична) еще два тропаря, которые поются с особыми припевами (см. в Триоди).
140 В светильнах 6-го гласа вместо окончания изменяется начало, поэтому светильны 6-го гласа в субботу исполняются следующим образом: «Молитвами, Господи, святых Твоих, низпосли душам нашим свет Твой присносущный» [или: «Молитвами, Господи, всех святых, низпосли душам нашим свет Твой присносущный», – ср.: Триодь Постная]; «Слава, и ныне» – Молитвами, Господи, Богородицы, низпосли душам нашим свет Твой присносущный».
141 «На стиховне мертвены стихиры господина Феофана, прилучившагося гласа. Слава, и ныне – Богородичен» (Типикон, гл. 49, «В субботу 2-ю постов на утрени»).
abu_vse[86]
НОВИНКИ1
В серии «Слово Святейшего Патриарха» вышла в свет книга «Александр Невский — Имя России». Десятый выпуск серии посвящен святому благоверному князю Александру Невскому.
МАРТ
пн вт ср чт пт сб вс
14 марта    27 марта
по старому стилю   по новому стилю