10 марта по старому стилю  /  23 марта по новому стилю
воскресенье

Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная. Глас 6-й.

Мчч. Кодрата и иже с ним: Киприана, Дионисия, Анекта, Павла, Крискента, Дионисия, Викторина, Виктора, Никифора, Клавди́я, Диодора, Серафио́на, Папия, Леонида и мцц. Хариессы, Нунехи́и, Василиссы, Ники, Га́ли, Галины, Феодоры и иных многих (258). Прав. Павла Таганрогского (1879).

Мчч. Кодрата Никомидийского, Сатори́на, Руфина и прочих (III). Прп. Анастасии (567–568).

Сщмч. Димитрия Легейдо пресвитера (1938).

Литургия св. Василия Великого.

Утр. – Ев. 6-е, Лк., 114 зач., XXIV, 36–53. Лит. – Евр., 311 зач., IV, 14V, 6. Мк., 37 зач., VIII, 34IX, 1.

На великой вечерне по «Ныне отпущаеши» – «Богородице Дево» дважды и тропарь Креста единожды.

На утрене на «Бог Господь» тропарь воскресен дважды, «Слава» Креста, «И ныне» – «Гавриилу вещавшу...». Евангелие читается в алтаре. Катавасия «Божественнейший прообрази́ древле Моисей...». После великого славословия – вынос Креста и поклонение ему.

На литургии по входе тропарь воскресен и Креста. «Слава, и ныне» – кондак, глас 7-й: «Не ктому пламенное оружие...». Вместо Трисвятого – «Кресту Твоему покланя́емся, Владыко...». Прокимен, глас 6-й: «Спаси, Господи, люди Твоя...». Причастен «Зна́менася на нас свет Лица Твоего, Господи».

Тропарь воскресный, глас 6:

А́нгельския Си́лы на гро́бе Твое́м,/ и стрегу́щии омертве́ша,/ и стоя́ше Мари́я во гро́бе,/ и́щущи Пречи́стаго Те́ла Твоего́./ Плени́л еси́ ад, не искуси́вся от него́;/ сре́тил еси́ де́ву, да́руяй живо́т.// Воскресы́й из ме́ртвых, Го́споди, сла́ва Тебе́.

Тропарь Креста, глас 1:

Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́,/ и благослови́ достоя́ние Твое́,/ побе́ды на сопроти́вныя да́руя,// и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство.

Кондак Креста, глас 7:

Не ктому́ пла́менное ору́жие храни́т врат Еде́мских,/ на ты́я бо на́йде пресла́вный соу́з, дре́во Кре́стное,/ сме́ртное жа́ло и а́дова побе́да прогна́ся,/ предста́л бо еси́, Спа́се мой, вопия́ су́щим во а́де:// вни́дите па́ки в рай.



В Литургии Василия Великого есть молитва, которую священник читает сразу после освящения Святых Даров. Молитва эта содержит такие удивительные слова: «Нас же всех, от единаго Хлеба и Чаши причащающихся, соедини друг ко другу во единаго Духа Святаго причастие». Святая Евхаристия, Божественная литургия, которая есть центр и средоточие жизни Церкви, не только соединяет человека с Богом, потому что через хлеб и вино даруется нам истинное Тело и истинная Кровь Спасителя; причащаясь от единого Хлеба и единой Чаши, мы причащаемся во общение Святого Духа, соединяемся друг с другом невидимой, но реальной Божественной силой, и из простой группы людей становимся Церковью Божией, таинственным Телом Самого Спасителя, пострадавшего и воскресшего ради нашего спасения. Если нас во едином Хлебе и Чаше Сам Бог соединяет, что может нас разлучить? Какими человеческими аргументами, какими человеческими мечтами, какими человеческими ценностями может разделиться Тело Христово? Нет такой мечты, нет таких ценностей! Тем более не может быть таких общественных, национальных или политических идеалов, ради которых было бы позволительно разделять то, что Сам Бог соединил.

НОВИНКИ12
В Издательстве Московской Патриархии вышел «Месяцеслов для проскомидии на 2025 год». Это издание для священнослужителей, специально разработанное и адаптированное для использования при совершении проскомидии.
МАРТ
пн вт ср чт пт сб вс
7 января    20 января
по старому стилю   по новому стилю