16 ноября по старому стилю  /  29 ноября по новому стилю
суббота

Апостола и евангелиста Матфея (60).

Прав. Фулвиа́на, кн. Ефиопского, во Святом Крещении Матфея (I). Сщмч. Филуме́на Святогробца (1979).

Сщмч. Феодора Колерова пресвитера и с ним мчч. Анании Бойкова и Михаила Болдакова (1929); сщмчч. Иоанна Цветкова, Николая Троицкого, Виктора Воронова, Василия Соколова, Макария Соловьева и Михаила Абрамова пресвитеров, прмч. Пантелеимона Аржаных (1937); мч. Димитрия Спиридонова (1938).

Утр. – Ин., 67 зач., XXI, 15–25. Лит. – Ап.: 1 Кор., 131 зач., IV, 9–16. Мф., 30 зач., IX, 9–13. Ряд.: Гал., 199 зач., I, 3–10. Лк., 49 зач., IX, 57–62.

Тропарь апостола и евангелиста Матфея, глас 3:

Апо́столе святы́й и евангели́сте Матфе́е,/ моли́ Ми́лостиваго Бо́га,/ да прегреше́ний оставле́ние// пода́ст душа́м на́шим.

Или тропарь апостола и евангелиста Матфея, глас тот же:

Усе́рдно от мы́тницы к зва́вшему Влады́це Христу́,/ я́вльшуся на земли́ челове́ком за бла́гость,/ Тому́ после́довав, апо́стол избра́нный яви́лся еси́/ и благове́стник Ева́нгелия вселе́нней велегла́сен./ Сего́ ра́ди чтим честну́ю па́мять твою́, Матфе́е богоглаго́ливе,/ моли́ Ми́лостиваго Бо́га,// да грехо́в оставле́ние пода́ст душа́м на́шим.

Кондак апостола и евангелиста Матфея, глас 4:

Мыта́рства и́го отве́рг,/ пра́вды и́гу притя́глся еси́/ и яви́лся еси́ купе́ц всеизря́днейший,/ бога́тство прине́с ю́же с высоты́ прему́дрость./ Отону́дуже пропове́дал еси́ и́стины сло́во/ и уны́лых воздви́гл еси́ ду́ши,// написа́в час Су́дный.



У греков часто употреблялось слово ἔλεος, – «милость». Под этим словом подразумевалась некая добродетель, чаще всего по отношению к соплеменникам, родным, близким, и практически никогда – по отношению к тем, кто был далек или оставался за пределами круга личных интересов. Но Господь дает заповедь, которая словно нарушает эту обычную человеческую логику. Он говорит: милости хочу, а не жертвы (Ос. 6, 6; Мф. 9, 13; 12, 7). То есть даже жертвоприношения, предписанные Священным Писанием, не были угодны Богу, если не сопровождались в первую очередь готовностью прощать людям их грехи. Мы нечасто об этом задумываемся, да и вообще эта тема обычно находится вне нашего внимания. Что для нас грехи других людей? Обычно то, что нас обидело, оскорбило, то, что поставило нас в трудное житейское положение. Например, мы иногда теряем работу, и тот, кто был инициатором или виновником случившегося, становится нашим врагом, а мы стремимся ответить ему тем же. А приходя в храм Божий, мы чаще всего молимся о чем-то другом и менее всего вспоминаем свои собственные грехи и свою неправду. Нередко бывает и так, что мы сделаем что-то доброе – жертву в храм принесем, поможем кому-то, – и у нас складывается впечатление, будто всё у нас в порядке. Но слова Господа «милости хочу, а не жертвы» должны поставить всё на свои места. То, что нам кажется жертвой, конечно, принимается Господом, но Он от нас требует большего – милости, а не жертвы.

НОВИНКИ10
Издательство Московской Патриархии выпустило в свет Богослужебные указания на 2025 год. Издание входит в число официальных богослужебно-календарных изданий Русской Православной Церкви
НОЯБРЬ
пн вт ср чт пт сб вс
13 января    26 января
по старому стилю   по новому стилю