
|
Богослужебные указания
![]()
11. Суббота. Апп. Варфоломея и Варнавы. Иконы Божией Матери, именуемой «Достойно есть». Перенесение мощей прп. Ефрема Новоторжского. Прп. Варнавы Ветлужского. Совершается полиелейная служба апп. Варфоломея и Варнавы (А). Приводим также порядок совершения полиелейной службы в честь иконы Божией Матери, именуемой «Достойно есть» (Б). Примечание. Если накануне совершалась аллилуйная служба, то 9-й час не читается, а служба начинается вечерней (с «Царю Небесный...» и обычного начала). А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 8: ап. Варфоломея, глас 4-й – 5 (первые две стихиры – дважды)[1], и ап. Варнавы, глас тот же – 3. «Слава» – ап. Варнавы, глас 6-й: «Варнаво прехвальне...», «И ныне» – догматик, глас 1-й: «Всемирную славу...». Вход. Прокимен дня. Паримии апостолов – 3[2]. На стиховне стихиры апостолов, глас 1-й (со своими припевами). «Слава» – ап. Варнавы, глас 8-й: «Апостоле Спасов, Варнаво...», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Безневестная Дево...». По Трисвятом – тропарь апостолов, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 1-й: «Гавриилу вещавшу...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь апостолов, глас 3-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 1-й: «Гавриилу вещавшу...». Кафизмы 16-я и 17-я[3]. Малые ектении. Седальны апостолов (по дважды). Полиелей. Величание апостолов и избранный псалом. Седален ап. Варфоломея по полиелее, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же (см., напр., в Минее общей, гл. 8, л. 48 об.: «Небесную дверь и кивот...»; или в Минее 11 июня, по 3-й песни канона: «Яко Всенепорочная Невеста...»). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен апостолов, глас 4-й: «Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их»; стих: «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь». Евангелие апостолов. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов...». Стихира апостолов, глас 1-й: «Во всю землю...». Каноны: В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), ап. Варфоломея на 4 и ап. Варнавы на 4. В храме святого – канон Богородицы (с прошедшей Недели) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), ап. Варфоломея на 4 и ап. Варнавы на 4. Примечание. При совпадении памяти славословного, полиелейного или бденного святого с субботним днем в храме святого должен петься Богородичный канон Октоиха с воскресной утрени отдаваемого гласа (см. Типикон, гл. 11-я, «зри»; Минея общая, «Изъявление вкратце»). Это является особенностью субботнего богослужения, на котором происходит отдание гласа, действовавшего в течение седмицы. Впрочем, В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», ч. 1, отд. 3, гл. 28) допускает при полиелее святого в субботу пение Богородичного канона из службы святого или общего канона Богородицы, глас 8-й: «Воду прошед...» (из Часослова) или «Колесницегонителя фараона...» (из приложения Октоиха)[4]. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия «Отверзу уста моя...». По 3-й песни – кондак и икос ап. Варнавы, глас 3-й; седален ап. Варфоломея, глас 8-й. «Слава» – седален ап. Варнавы, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос ап. Варфоломея, глас 4-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен апостолов (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи. «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры апостолов, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – апостолов, глас 5-й: «Премудрость Божия...», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Блажим Тя, Богородице Дево...» (см. прил. 2-е). Великое славословие. По Трисвятом – тропарь апостолов, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 1-й: «Гавриилу вещавшу...». На часах – тропарь апостолов. Кондаки ап. Варнавы и ап. Варфоломея читаются попеременно. На Литургии блаженны ап. Варфоломея, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и ап. Варнавы, песнь 6-я – 4. На входе – «...во святых Дивен сый...». По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь апостолов; кондак ап. Варфоломея. «Слава» – кондак ап. Варнавы, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь храма, тропарь апостолов; кондак храма, кондак ап. Варфоломея. «Слава» – кондак ап. Варнавы, «И ныне» – «Предстательство христиан...». Прокимен, аллилуиарий и причастен – апостолов и дня[5]. Апостол и Евангелие – апостолов и дня. По «Изрядно...» поется «Достойно есть». Примечание. В период пения Октоиха на Литургии в субботу рядовые чтения следуют после чтений святых. В воскресные дни рядовые чтения предваряют чтения святого. В седмичные дни рядовые чтения предваряют чтения святого, даже при полиелейном и бденном святом; впрочем, при бденном святом рядовые чтения обычно переносятся на предыдущий или на следующий день. Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры Богородицы, глас 1-й – 8 (каждая стихира – дважды). «Слава» – Богородицы, глас 4-й: «Подобаше Горе сей Афонстей...», «И ныне» – догматик, глас 1-й: «Всемирную славу...». Вход. Прокимен дня. Паримии Богородицы – 3. На стиховне стихиры Богородицы, глас 1-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – Богородицы, глас 4-й: «Песнь, еяже не веде...». По Трисвятом – тропарь Богородицы, глас 4-й (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь Богородицы, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь. Кафизмы 16-я и 17-я[6]. Малые ектении. Седальны Богородицы (по дважды). Полиелей. Величание Богородицы и избранный псалом. Седален Богородицы по полиелее, глас 3-й. «Слава, и ныне» – ин седален Богородицы, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен Богородицы, глас 4-й: «Помяну имя Твое во всяком роде и роде»; стих: «Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое». Евангелие Богородицы. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами Богородицы...». Стихира Богородицы, глас 2-й: «Благовести Гавриил...». Канон Богородицы со ирмосом на 14 (ирмосы по дважды). Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия «Отверзу уста моя...». По 3-й песни – седален Богородицы, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тот же седален. По 6-й песни – кондак и икос Богородицы, глас 4-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Богородицы. «Слава, и ныне» – тот же светилен. «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры Богородицы, глас 1-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – Богородицы, глас 6-й: «Кто возглаголет...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь Богородицы, глас 4-й (единожды). На часах – тропарь и кондак Богородицы. На Литургии блаженны Богородицы, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4. На входе – «...во святых Дивен сый...»[7]. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь храма, тропарь Богородицы. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак Богородицы. В храме Богородицы – тропарь Богородицы (иконы «Достойно есть»). «Слава, и ныне» – кондак Богородицы (иконы «Достойно есть»). В храме святого – тропарь Богородицы, тропарь храма. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак Богородицы. Прокимен, аллилуиарий и причастен – Богородицы. Апостол и Евангелие – Богородицы и дня. По «Изрядно...» поется «Достойно есть». Примечание. В период пения Октоиха на Литургии в субботу рядовые чтения следуют после чтений святых. В воскресные дни рядовые чтения предваряют чтения святого. В седмичные дни рядовые чтения предваряют чтения святого, даже при полиелейном и бденном святом; впрочем, при бденном святом рядовые чтения обычно переносятся на предыдущий или на следующий день. 1 Типикон умалчивает о стихирах ап. Варфоломея, глас 1-й. В Минее синодального периода (см.: Минея-Июнь. Киев, 1893. Л. 66) эти стихиры также отсутствуют. 2 По традиции, новозаветные паримии читаются при открытых царских вратах. 3 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15). 4 У святых, имеющих полиелей, канон Богородицы иногда находится в Минее на ряду (см., например, 17 января и 30 ноября), но иногда на ряду его нет (см., например, 6 октября). В таком случае он заимствуется из дополнительной части Октоиха (глас 8-й: «Колесницегонителя фараона...») или же из Часослова или Следованной Псалтири (глас 8-й: «Воду прошед...»). 5 См.: Типикон, гл. 15-я; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 372. 6 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15). 7 В церковно-богослужебной практике (ср.: Розанов Н., прот. Руководство для лиц, отправляющих церковные богослужения... в Московском Кафедральном Христа Спасителя соборе и Московском Большом Успенском соборе в течение всего года... М., 1901. С. 25) в подобных случаях, а также на двунадесятые Богородичные праздники, их предпразднство, попразднство и отдание обычно поется «...молитвами Богородицы...», хотя Типикон не дает такого указания. «Припев: „Спаси ны, Сыне Божий, молитвами Богородицы, поющия Ти...” – продукт литургической самодеятельности. Его не знает ни Устав, ни литургика. Он и стилистически шероховат (слова „молитвами Богородицы” в подобных припевах стоят в начале, а после „Сыне Божий” требуется определение с артиклем ὁ). По Уставу и на праздники Богородичные положен припев „Спаси ны, Сыне Божий, во святых Дивен сый...”. По-видимому, отцы – составители Устава видели в Богородице Возглавительницу всего лика святых» (из письма проф. Д. П. Огицкого свт. Афанасию (Сахарову) от 19–22 апреля 1961 года; см.: Переписка Д. П. Огицкого с епископом Афанасием (Сахаровым) // Журнал Московской Патриархии. М., 1997. № 7. С. 71). ![]()
|
НОВИНКИ5
![]()
Православный календарь с душеполезными чтениями – это ежегодное тематическое приложение официального Патриаршего календаря Русской Православной Церкви.
|