29 мая по старому стилю  /  11 июня по новому стилю
среда

Прмц. Феодосии девы (730). Блж. Иоанна, Христа ради юродивого, У́стюжского (1494). Обре́тение мощей прп. Иова, в схиме Иисуса, А́нзерского (2000).

Явление Честно́го и Животворящего Креста Господня близ града Ростова Великого на Сахотском болоте (1423)*. Мц. Феодосии девы, Тирской (307–308). Память I Вселенского Собора (325). Собор святых Красноярской митрополии.

Сщмч. Иоанна Преображенского диакона и мч. Андрея Трофимова (1938); свт. Луки исп., архиеп. Симферопольского (1961).

Икон Божией Матери, именуемых «Споручница грешных» и «Недремлющее Око».

Утр. – Ин., 35 зач. (от полу́), X, 1–9**. Лит. – Рим., 80 зач., I, 18–27. Мф., 12 зач., V, 20–26. Свт.: Евр., 318 зач., VII, 26VIII, 2. Мф., 11 зач., V, 14–19.

* Явленный в 1423 году чудотворный Крест до 1940 года пребывал в Крестовоздвиженском храме села Никольский погост (закрыт в 1930-е годы, частично разобран на кирпичи в 1974 году, ныне восстановлен как мужской монастырь Животворящего Креста села Погост Крест Шуйской епархии), а с 1940 года пребывает в храме святителя Иоанна Златоуста села Годеново (ныне подворье Переславского Никольского женского монастыря Переславской епархии).

** Чтения свт. Луки (на утрене и литургии) читаются, если ему совершается служба.

Тропарь Пятидесятницы, глас 8:

Благослове́н еси́, Христе́ Бо́же наш,/ И́же прему́дры ловцы́ явле́й,/ низпосла́в им Ду́ха Свята́го,// и те́ми уловле́й вселе́нную, Человеколю́бче, сла́ва Тебе́.

Кондак Пятидесятницы, глас 8:

Егда́ снизше́д язы́ки слия́,/ разделя́ше язы́ки Вы́шний,/ егда́ же о́гненныя язы́ки раздая́ше,/ в соедине́ние вся призва́,// и согла́сно сла́вим Всесвята́го Ду́ха.

Тропарь преподобномученицы Феодосии, глас 4:

Доброде́тель благоприя́тно, му́ченице, пости́гла еси́,/ Христо́во прия́телище бы́вши чи́стое/ и Свята́го Ду́ха дом возлю́блен;/ отню́дуже посрами́ла еси́ врага́, борю́щаго род челове́ческий,/ до́бре страда́вшая,/ и посе́кла еси́ Копрони́ма, Феодо́сие, мече́м ве́ры,/ и к черто́гу Небе́сному преста́вилася еси́, ра́дующися./ Тебе́ ве́рою чту́щим// при́сно проси́ ве́лия ми́лости.

Кондак преподобномученицы Феодосии, глас 2:

Труда́ми живо́т нетру́дный дости́гла еси́,/ кро́вию же Копрони́ма удави́ла еси́, му́ченице,/ скве́рнаго врага́ Христо́вы Це́ркве, всеблаже́нная Феодо́сие,/ и с Вы́шними ра́дуешися во́инствы,// чту́щия па́мять твою́ покрыва́ющи.

Тропарь святителя Луки, глас 1:

Возвести́телю пути́ спаси́тельнаго,/ испове́дниче непоколеби́мый,/ и́стинный храни́телю оте́ческих преда́ний,/ Правосла́вия наста́вниче,/ Кры́мския земли́ архипа́стырю,/ врачу́ богому́дрый, святи́телю Луко́,/ Христа́ Спа́са непреста́нно моли́,// дарова́ти душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Кондак святителя Луки, глас 1:

Я́ко звезда́ всесве́тлая,/ в нощи́ безбо́жия доброде́тельми просия́л еси́/ и, от гони́телей мно́го пострада́в,/ непоколеби́м ве́рою пребы́л еси́,/ враче́бною же му́дростию укра́шен,/ мно́гия лю́ди исцели́л еси́./ Сего́ ра́ди с любо́вию вопие́м ти:/ ра́дуйся, добропобе́дный испове́дниче,/ ра́дуйся, о́тче святи́телю Луко́,// ра́дуйся, земли́ Ру́сския похвало́ и утвержде́ние.



Народное почитание Годеновского креста началось гораздо раньше, чем официальное церковное поклонение. Так всегда и бывает, ведь и канонизация святых происходит не сверху, не указом от Патриарха и Синода, а снизу, когда совершаются чудеса, когда люди молятся тому или иному угоднику. Так и святые места – люди приходят к этим местам и действительно обретают благодать, прикасаясь к святыням. Если источник иссох, никто же не пойдет с кувшином набирать воду – идут только туда, где бьет родник, или к хорошему глубокому колодцу. Вот и в духовной жизни – святыня там, где благодать, там, где явные чудеса, когда совершаются события, необъяснимые с точки зрения человеческих законов. Выздоравливает умирающий, после того как все врачи отказались его лечить; соединяются судьбы человеческие, которые, казалось бы, уже никогда не могли соединиться; исправляются жизненные пути людей... Конечно, человек далекий от Бога пытается найти объяснение, но ведь не все возможно рационально объяснить. Так и чудо Годеновского креста понять невозможно, если только не сказать: это явление благодати и силы Божией.

НОВИНКИ10
Издательство Московской Патриархии выпустило в свет Богослужебные указания на 2025 год. Издание входит в число официальных богослужебно-календарных изданий Русской Православной Церкви
ИЮНЬ
пн вт ср чт пт сб вс
6 января    19 января
по старому стилю   по новому стилю