Богослужебные указания

18 апреля по старому стилю  /  1 мая по новому стилю
среда

18. Страстная седмица. Великая Среда.

Прп. Иоанна, ученика прп. Григория Декаполита. Максимовской иконы Божией Матери.

Литургия Преждеосвященных Даров.

Служба совершается по образцу богослужения в Великий Понедельник.

Утреня. Начало обычное. По великой ектении – «Аллилуиа», глас 8-й (со стихами: «От нощи утренюет...»). Тропарь, глас тот же: «Се Жених...». «Слава» – тот же тропарь, «И ныне» – тот же тропарь.

Кафизмы 14-я, 15-я и 16-я. Малых ектений нет. Седальны Триоди (по дважды).

Евангелие – Ин., зач. 41-е, от полу: «Во время оно, свидетельствоваше народ, сый со Иисусом...» (конец в зач. 43-м «...якоже рече Мне Отец, тако глаголю»).

Псалом 50-й. «Спаси, Боже, люди Твоя...», «Господи, помилуй» (12). Возглас: «Милостию и щедротами...».

Трипеснец Триоди, творение прп. Космы, глас 2-й. Ирмосы по дважды, тропари на 12. По каждой песни катавасия – ирмос трипеснца.

По 3-й песни – малая ектения. Возглас: «Ты бо еси Царь мира...». Кондак Триоди, глас 4-й: «Паче блудницы...», и икос, глас тот же: «Яже первее блудница жена...».

На 9-й песни – каждение. («Честнейшую» не поем.)

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Малая ектения. Ексапостиларий Триоди: «Чертог Твой...». «Слава» – тот же, «И ныне» – тот же.

«Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры Триоди, глас 1-й – 4. «Слава» – Триоди, глас 2-й: «Грешная тече к миру...», «И ныне» – Триоди, глас 6-й: «Погруженная грехом...».

Чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет» («Тебе слава подобает...» не произносится), и читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Триоди, глас 6-й – 4 (со своими припевами). «Слава, и ныне» – Триоди, глас 8-й: «Господи, яже во многия грехи впадшая жена...».

Примечание. Первые два стиха к стихирам на стиховне – обычные дневные (из Часослова), а последний стих – «Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, / повем вся чудеса Твоя».

Окончание утрени – по великопостному чину.

Часы и изобразительны совершаются по великопостному чину.

На 1-м часе кафизмы нет. Отпуст краткий: «Грядый Господь на вольную Страсть...».

Примечание. «При часе же 5-м дне, ударяет параекклисиарх в било: и собравшеся в церковь, благословившу иерею, поем 3-й час, и 6-й... Вкупе же поем и 9-й час... Посем поем Блаженны...» (Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Среду на утрени»).

На 3-м часе – кафизма 19-я. На 6-м часе – кафизма 20-я, паримия Триоди (Иезекииля) с тропарем пророчества и прокимнами (по обычаю). На 9-м часе кафизмы нет. На часах (3-м, 6-м и 9-м) читается Четвероевангелие. На всех часах – кондак Триоди: «Паче блудницы...».

На изобразительных кондаки в следующем порядке:

В храме Господском – кондак Триоди: «Паче блудницы...». «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Предстательство христиан...».

В храме Богородицы – кондак Триоди: «Паче блудницы...». «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – кондак Триоди: «Паче блудницы...», кондак храма. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Предстательство христиан...».

Прочее последование изобразительных по обычаю. Молитва прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами).

В конце изобразительных вместо отпуста настоятелем читается молитва литии: «Владыко Многомилостиве...», во время которой все должны молиться, «ниц падше на землю». По прочтении ее – чин прощения. Иерей произносит: «Благословите, отцы святии, и простите ми, грешному, яже согреших во всей жизни моей и во всей Святей Четыредесятнице, словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы». И поклоняется предстоящим до земли. Последние, также поклоняясь до земли, отвечают ему: «Бог да простит ти, честный отче».

Примечание. «И приемше прощение, идем в келлии наша, и молчим до часа вечерняго. В соборных же храмех и приходских, росход не бывает, но по прощении трезвон в двои» (Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Среду на утрени»).

Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров.

Примечание. «Во Святую и Великую Среду вечера, во светильничное, обычное стихословие от Трисвятаго без поклонов. Стихословим же и Ко Господу внегда скорбети ми... без поклонов» (Триодь Постная, «Во Святую и Великую Среду вечера»).

Кафизма 18-я – без поклонов (см.: Типикон, гл. 49, «Во святую и великую среду вечера»).

На «Господи, воззвах» стихиры Триоди, глас 1-й, глас 2-й и глас 6-й (те же, что пелись на хвалитех и на стиховне утрени) – 10. «Слава, и ныне» – Триоди, глас 8-й: «Господи, яже во многия грехи впадшая жена...».

Вход с Евангелием. «Свете Тихий». Чтение двух паримий Триоди (Исхода и Иова) с прокимнами, по обычаю. 1-й прокимен, глас 4-й: «Исповедайтеся Богу Небесному, яко Благ, яко в век милость Его», стих: «Исповедайтеся Богу богов, яко в век милость Его»; 2-й прокимен, глас 4-й: «Господи, милость Твоя во век, дел руку Твоею не презри», стих: «Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим и пред Ангелы воспою Тебе».

По «Да исправится молитва моя...» и молитве прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами) читается Евангелие – Мф., зач. 108-е: «Иисусу бывшу в Вифании...»[1]. Ектения: «Рцем вси...», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров.

После «Буди имя Господне...» – 3 великих поклона[2]. (Обычно они совершаются с чтением молитвы прп. Ефрема Сирина.)

Примечание. И «абие упраждняются совершенно (т. е. прекращаются) в церкви бываемыя поклоны»[3] до дня Святой Троицы. Келейно же и до Великого Пятка совершаются (ср.: Типикон, гл. 49, «Во святую и великую среду вечера»). Согласно же указаниям Триоди Постной, поклоны прекращаются после трех поклонов «по пренесении Честных Даров» на великом входе (ср.: Триодь Постная, «Во Святую и Великую Среду вечера»).

Отпуст краткий: «Грядый Господь на вольную Страсть...».

В среду вечером служится малое повечерие. На нем трипеснец Великого Четвертка из Триоди, творение прп. Андрея Критского, глас 6-й (песни 4-я, 8-я и 9-я). Ирмосы по дважды; тропари – сколько есть. В конце каждой песни – ирмос на катавасию.

По 4-й песни – «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» – седален Триоди, глас 4-й: «Ядый, Владыко...».

По Трисвятом – кондак Триоди, глас 2-й: «Хлеб прием...» (см. на утрене Великого Четвертка), и прочее последование малого повечерия. Отпуст малый: «Христос, Истинный Бог наш...» (но не «Грядый Господь на вольную Страсть...»).

Примечание. «От сего святаго дни [в монастырях, – Сост.] полунощница не поется в церкви до седмицы Фомины. В соборных же храмех и мирских поют в церквах» (Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Среду вечера», 1-е «зри»).

С этого дня и до Недели Антипасхи на службах суточного круга кафизм нет, за исключением 17-й кафизмы на утрене Великой Субботы.


1 Перед чтением Евангелия на Литургии Преждеосвященных Даров священник, по аналогии с полной Литургией, читает молитву: Возсияй в сердцах наших... (ср.: Настольная книга священнослужителя. М.: Изд. Моск. Патриархии, 19922. Т. 1. С. 281; Георгиевский А. И. Чинопоследование Божественной Литургии. Нижний Новгород, 1995. С. 181). Чтение Евангелия предваряется диалогом диакона и священника: Благослови, владыко, благовестителя... – Бог, молитвами святаго славнаго... (ср.: Великопостный служебник. В 3-х ч. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2021. Ч. 1. С. 138–140; Ч. 2. С. 173–175).

2 «На Буди имя Господне: поклоны 3» (Типикон, гл. 49, «Во святую и великую среду вечера»).

3 Кроме поклонов перед Святой Плащаницей.

НОВИНКИ9
В ежедневнике содержатся высказывания Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по актуальным вопросам: о борьбе со страстями и о приобретении добродетелей, о семейной жизни и воспитании детей, о смысле праздников и постов, о государственной и общественной жизни.
МАЙ
пн вт ср чт пт сб вс
12 мая    25 мая
по старому стилю   по новому стилю