Богослужебные указания

18 апреля по старому стилю  /  1 мая по новому стилю
среда

18. Страстная седмица. Великая Среда.

Прп. Иоанна, ученика прп. Григория Декаполита. Максимовской иконы Божией Матери.

Литургия Преждеосвященных Даров.

Служба совершается по образцу богослужения в Великий Понедельник.

Утреня. Начало обычное. По великой ектении – «Аллилуиа», глас 8-й (со стихами: «От нощи утренюет...»). Тропарь, глас тот же: «Се Жених...». «Слава» – тот же тропарь, «И ныне» – тот же тропарь.

Кафизмы 14-я, 15-я и 16-я. Малых ектений нет. Седальны Триоди (по дважды).

Евангелие – Ин., зач. 41-е, от полу: «Во время оно, свидетельствоваше народ, сый со Иисусом...» (конец в зач. 43-м «...якоже рече Мне Отец, тако глаголю»).

Псалом 50-й. «Спаси, Боже, люди Твоя...», «Господи, помилуй» (12). Возглас: «Милостию и щедротами...».

Трипеснец Триоди, творение прп. Космы, глас 2-й. Ирмосы по дважды, тропари на 12. По каждой песни катавасия – ирмос трипеснца.

По 3-й песни – малая ектения. Возглас: «Ты бо еси Царь мира...». Кондак Триоди, глас 4-й: «Паче блудницы...», и икос, глас тот же: «Яже первее блудница жена...».

На 9-й песни – каждение. («Честнейшую» не поем.)

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Малая ектения. Ексапостиларий Триоди: «Чертог Твой...». «Слава» – тот же, «И ныне» – тот же.

«Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры Триоди, глас 1-й – 4. «Слава» – Триоди, глас 2-й: «Грешная тече к миру...», «И ныне» – Триоди, глас 6-й: «Погруженная грехом...».

Чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет» («Тебе слава подобает...» не произносится), и читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Триоди, глас 6-й – 4 (со своими припевами). «Слава, и ныне» – Триоди, глас 8-й: «Господи, яже во многия грехи впадшая жена...».

Примечание. Первые два стиха к стихирам на стиховне – обычные дневные (из Часослова), а последний стих – «Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, / повем вся чудеса Твоя».

Окончание утрени – по великопостному чину.

Часы и изобразительны совершаются по великопостному чину.

На 1-м часе кафизмы нет. Отпуст краткий: «Грядый Господь на вольную Страсть...».

Примечание. «При часе же 5-м дне, ударяет параекклисиарх в било: и собравшеся в церковь, благословившу иерею, поем 3-й час, и 6-й... Вкупе же поем и 9-й час... Посем поем Блаженны...» (Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Среду на утрени»).

На 3-м часе – кафизма 19-я. На 6-м часе – кафизма 20-я, паримия Триоди (Иезекииля) с тропарем пророчества и прокимнами (по обычаю). На 9-м часе кафизмы нет. На часах (3-м, 6-м и 9-м) читается Четвероевангелие. На всех часах – кондак Триоди: «Паче блудницы...».

На изобразительных кондаки в следующем порядке:

В храме Господском – кондак Триоди: «Паче блудницы...». «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Предстательство христиан...».

В храме Богородицы – кондак Триоди: «Паче блудницы...». «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – кондак Триоди: «Паче блудницы...», кондак храма. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Предстательство христиан...».

Прочее последование изобразительных по обычаю. Молитва прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами).

В конце изобразительных вместо отпуста настоятелем читается молитва литии: «Владыко Многомилостиве...», во время которой все должны молиться, «ниц падше на землю». По прочтении ее – чин прощения. Иерей произносит: «Благословите, отцы святии, и простите ми, грешному, яже согреших во всей жизни моей и во всей Святей Четыредесятнице, словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы». И поклоняется предстоящим до земли. Последние, также поклоняясь до земли, отвечают ему: «Бог да простит ти, честный отче».

Примечание. «И приемше прощение, идем в келлии наша, и молчим до часа вечерняго. В соборных же храмех и приходских, росход не бывает, но по прощении трезвон в двои» (Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Среду на утрени»).

Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров.

Примечание. «Во Святую и Великую Среду вечера, во светильничное, обычное стихословие от Трисвятаго без поклонов. Стихословим же и Ко Господу внегда скорбети ми... без поклонов» (Триодь Постная, «Во Святую и Великую Среду вечера»).

Кафизма 18-я – без поклонов (см.: Типикон, гл. 49, «Во святую и великую среду вечера»).

На «Господи, воззвах» стихиры Триоди, глас 1-й, глас 2-й и глас 6-й (те же, что пелись на хвалитех и на стиховне утрени) – 10. «Слава, и ныне» – Триоди, глас 8-й: «Господи, яже во многия грехи впадшая жена...».

Вход с Евангелием. «Свете Тихий». Чтение двух паримий Триоди (Исхода и Иова) с прокимнами, по обычаю. 1-й прокимен, глас 4-й: «Исповедайтеся Богу Небесному, яко Благ, яко в век милость Его», стих: «Исповедайтеся Богу богов, яко в век милость Его»; 2-й прокимен, глас 4-й: «Господи, милость Твоя во век, дел руку Твоею не презри», стих: «Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим и пред Ангелы воспою Тебе».

По «Да исправится молитва моя...» и молитве прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами) читается Евангелие – Мф., зач. 108-е: «Иисусу бывшу в Вифании...»[1]. Ектения: «Рцем вси...», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров.

После «Буди имя Господне...» – 3 великих поклона[2]. (Обычно они совершаются с чтением молитвы прп. Ефрема Сирина.)

Примечание. И «абие упраждняются совершенно (т. е. прекращаются) в церкви бываемыя поклоны»[3] до дня Святой Троицы. Келейно же и до Великого Пятка совершаются (ср.: Типикон, гл. 49, «Во святую и великую среду вечера»). Согласно же указаниям Триоди Постной, поклоны прекращаются после трех поклонов «по пренесении Честных Даров» на великом входе (ср.: Триодь Постная, «Во Святую и Великую Среду вечера»).

Отпуст краткий: «Грядый Господь на вольную Страсть...».

В среду вечером служится малое повечерие. На нем трипеснец Великого Четвертка из Триоди, творение прп. Андрея Критского, глас 6-й (песни 4-я, 8-я и 9-я). Ирмосы по дважды; тропари – сколько есть. В конце каждой песни – ирмос на катавасию.

По 4-й песни – «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» – седален Триоди, глас 4-й: «Ядый, Владыко...».

По Трисвятом – кондак Триоди, глас 2-й: «Хлеб прием...» (см. на утрене Великого Четвертка), и прочее последование малого повечерия. Отпуст малый: «Христос, Истинный Бог наш...» (но не «Грядый Господь на вольную Страсть...»).

Примечание. «От сего святаго дни [в монастырях, – Сост.] полунощница не поется в церкви до седмицы Фомины. В соборных же храмех и мирских поют в церквах» (Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Среду вечера», 1-е «зри»).

С этого дня и до Недели Антипасхи на службах суточного круга кафизм нет, за исключением 17-й кафизмы на утрене Великой Субботы.


1 Перед чтением Евангелия на Литургии Преждеосвященных Даров священник, по аналогии с полной Литургией, читает молитву: Возсияй в сердцах наших... (ср.: Настольная книга священнослужителя. М.: Изд. Моск. Патриархии, 19922. Т. 1. С. 281; Георгиевский А. И. Чинопоследование Божественной Литургии. Нижний Новгород, 1995. С. 181). Чтение Евангелия предваряется диалогом диакона и священника: Благослови, владыко, благовестителя... – Бог, молитвами святаго славнаго... (ср.: Великопостный служебник. В 3-х ч. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2021. Ч. 1. С. 138–140; Ч. 2. С. 173–175).

2 «На Буди имя Господне: поклоны 3» (Типикон, гл. 49, «Во святую и великую среду вечера»).

3 Кроме поклонов перед Святой Плащаницей.

НОВИНКИ7
Выпущены в свет Отрывные Патриарший календари: Отрывной Патриарший календарь на 2024 год «Стяжи дух мирен…» Отрывной Патриарший календарь на 2024 год «Пресвятая Богородице, спаси нас!»
МАЙ
пн вт ср чт пт сб вс
12 апреля    25 апреля
по старому стилю   по новому стилю