Богослужебные указания

9 мая по старому стилю  /  22 мая по новому стилю
четверг

9. Четверг 5-й седмицы по Пасхе. Перенесение мощей святителя и чудотворца Никола́я из Мир Лики́йских в Бар.

Прор. Иса́ии. Мч. Христофо́ра. Прп. Ши́о Мгви́мского. Прп. Ио́сифа О́птинского[1].

Полиелейная или бденная служба свт. Николая совершается вместе со службой Триоди.

На великой вечерне «Блажен муж» 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника Триоди (самаряныни), глас 4-й – 3, и святителя, глас 8-й – 5 (первая и вторая стихиры – дважды). «Слава» святителя, глас 6-й: «Святи́телей удобре́ние...», «И ныне» – праздника Триоди, глас 1-й: «На исто́чник прише́л еси...».

Вход. Прокимен дня. Паримии святителя 3.

На литии стихира храма и стихиры святителя, глас 2-й, глас 4-й и глас 8-й. «Слава» святителя, глас 6-й: «Благи́й ра́бе ве́рный...», «И ныне» праздника Триоди, глас 3-й: «Да ра́дуется днесь...» (см. на стиховне утрени).

На стиховне стихиры святителя, глас 4-й (со своими припевами)[2]. «Слава» святителя, глас 6-й: «Челове́че Бо́жий...», «И ныне» – праздника Триоди, глас 2-й: «На студене́ц я́ко прии́де Госпо́дь...» (см. в стихирах на стиховне).

По Трисвятом: на всенощном бдении – тропарь святителя, глас 4-й (дважды) и «Богородице Дево...» (единожды); при полиелее – тропарь воскресный, глас 4-й: «Светлую воскресения проповедь...». «Слава» тропарь святителя, глас тот же, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка...».

Примечание. «Богослужебные указания на 1957 год» (с. 172) и «Богослужебные указания на 1958 год» (с. 143–144) приводят следующий порядок пения тропарей по «Ныне отпущаеши» и в конец утрени при полиелейном святом: тропарь воскресный (петый в предшествующее воскресенье), «Слава» – тропарь святого, «И ныне» – Богородичен воскресный, по гласу «Славы». Это вполне согласуется с Типиконом (гл. 50-я, «В понедельник 2-я седмицы Антипасхи...», «Подобает ведати, како поется от Недели Фомины...»). Однако В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 699, 715) указывает следующий порядок: тропарь святого; «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, по гласу тропаря.

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 4-й: «Светлую воскресения проповедь...» (дважды). «Слава» тропарь святителя, глас тот же, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка...».

Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении.

По 1-м стихословии седален праздника Триоди, глас 6-й: «Яко ве́рней самаряны́не...» (см. в седальнах по 2-м стихословии). «Слава, и ныне» – тот же седален[3].

По 2-м стихословии седален святителя, глас 4-й: «Удиви́л еси, Влады́ко...» (дважды). «Слава, и ныне» седален праздника Триоди, глас 6-й: «Яко ве́рней самаряны́не...» (см. в седальнах по 2-м стихословии), или Богородичен Минеи, глас 4-й: «Нечи́стых помышле́ний...»[4].

Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. Седален святителя по полиелее, глас 1-й: «Освя́щ себе́ житие́м...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 6-й: «Яко ве́рней самаряны́не...» (см. в седальнах по 2-м стихословии), или Богородичен Минеи, глас 1-й: «Безневе́стная Чи́стая...»[5]. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 4-й: «Честна́ пред Го́сподем смерть преподо́бных Его́»; стих: «Что возда́м Го́сподеви о всех, я́же воздаде́ ми?». Евангелие святителя – Ин., зач. 35 (от полу)́. «Воскресение Христово видевше...» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя...». Стихира святителя, глас 6-й: «Насле́дниче Бо́жий...».

Каноны: праздника Триоди, глас 4-й: «Порази́вый Еги́пта...» (см. в Неделю самаряныни), со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), и святителя (два канона) на 8.

Библейские песни «Поем Господеви...».

Катавасия Пасхи: «Воскресения день...».

По 3-й песни – кондак и икос праздника Триоди, глас 8-й (см. в Неделю самаряныни); седален святителя, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 4-й: «Да ра́дуется Не́бо...» (см. в Неделю самаряныни, по 3-й песни канона).

По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 3-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника Триоди: «В Самари́ю прише́л еси...» (см. в Неделю самаряныни).

«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры святителя, глас 1-й и глас 2-й – 4[6]. «Слава» святителя, глас 5-й: «Востру́бим трубо́ю...», «И ныне» – праздника Триоди, глас 2-й: «Собезнача́льный и Соприсносу́щный...» (см. на хвалитех).

Примечание. Допустимо стихиры на хвалитех петь следующим образом: стихиры праздника Триоди, глас 4-й – 3 (см. на стиховне утрени)[7], и святителя, глас 1-й и глас 2-й – 3. «Слава» святителя, глас 5-й: «Востру́бим трубо́ю...», «И ныне» – праздника Триоди, глас 2-й: «Собезнача́льный и Соприсносу́щный...» (см. на хвалитех).

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 4-й: «Светлую воскресения проповедь...». «Слава» тропарь святителя, глас тот же, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка...».

На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь святителя. Кондаки праздника Триоди и святителя читаются попеременно.

На Литургии блаженны от канона праздника Триоди (самаряныни), песнь 1-я – 4 (со ирмосом), и святителя, песнь 3-я – 4.

По входе: при всенощном бдении – тропарь воскресный, тропарь храма Богородицы, тропарь святителя. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника Триоди (самаряныни); при полиелее – тропарь воскресный, тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь святителя; кондак храма святого. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника Триоди (самаряныни).

Прокимен и аллилуиарий – праздника Триоди (см. на Литургии в Неделю самаряныни) и святителя.

Апостол и Евангелие – дня и святителя.

Задостойник Пасхи.

Причастен – Пасхи: «Тело Христово приими́те...», и святителя: «В па́мять ве́чную...».


1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 16–17 июля 2020 года был утвержден к общецерковному богослужебному употреблению текст службы преподобному Ио́сифу О́птинскому. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/5664560.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/513).

2 Стиховные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае вовсе не поются.

3 Седальны Триоди по 1-м стихословии, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае опускаются.

4 Пение на «И ныне» седальна праздника Триоди предпочтительней пения Богородична Минеи.

5 Пение Богородична, а не песнопения праздника допускается в службе вмч. Георгия, даже в дни Светлой седмицы (ср.: Типикон, 23 апреля, а также 2-ю Маркову главу под этим числом). Однако пение на «И ныне» седальна праздника Триоди предпочтительней пения Богородична Минеи.

6 Хвалитные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае опускаются.

7 См. предыдущую сноску.

НОВИНКИ6
Православный настенный календарь Издательства Московской Патриархии — традиционное издание, содержащее краткий месяцеслов и указатель литургийных чтений по дням года. В календарь внесены указания о необходимых переносах празднований в предстоящем богослужебном году, а также имена новопрославленных для общецерковного почитания святых.
МАЙ
пн вт ср чт пт сб вс
8 января    21 января
по старому стилю   по новому стилю