Богослужебные указания

11 мая по старому стилю  /  24 мая по новому стилю
суббота

11. Суббота 5-й седмицы по Пасхе. Равноапп. Мефо́дия и Кири́лла, учи́телей Слове́нских.

Сщмч. Моки́я. Сщмч. Ио́сифа, митр. Астраха́нского. Свт. Никоди́ма, архиеп. Се́рбского.

Прп. Софро́ния, затворника Печерского, в Дальних пещерах.

День тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Приводим порядок совершения бденной или полиелейной службы равноапп. Мефо́дия и Кири́лла, учи́телей Слове́нских[1], в соединении со службой Триоди.

На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 8[2]: праздника Триоди (самаряныни) – 4[3], и святых, глас 2-й – 4. «Слава» – святых, глас 6-й: «Апо́столом единонра́вныя...», «И ныне» – догматик, глас 4-й: «Иже Тебе ра́ди...».

Вход. Прокимен дня. Паримии святых – 3.

На литии стихира храма. «Слава» святых, глас 8-й: «Яко учи́телие нело́жнии...», «И ныне» праздника Триоди, глас 6-й: «Та́ко глаго́лет Госпо́дь самаряны́ни...» (см. на стиховне утрени).

На стиховне стихиры Триоди (воскресные), глас 4-й (с припевами воскресными)[4]. «Слава» – святых, глас 8-й: «Ра́дуйся, дво́ице свяще́нная...», «И ныне» – праздника Триоди, глас тот же: «Егда́ яви́лся еси...».

По Трисвятом: на всенощном бдении – тропарь святых, глас 4-й (дважды) и «Богородице Дево...» (единожды); при полиелее – тропарь воскресный, глас 4-й: «Светлую воскресения проповедь...». «Слава» – тропарь святых, глас тот же, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка...».

Примечание. О пении тропарей см. примечание 10 мая. В субботу 5-й седмицы по Пасхе на «И ныне» тропарей в конец вечерни и в конец утрени поется воскресный Богородичен текущего гласа, а не по гласу тропаря святого (см.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 723, 726).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 4-й: «Светлую воскресения проповедь...» (дважды). «Слава» – тропарь святых, глас тот же, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Еже от ве́ка...».

Примечание. Богородичен тропарей на «Бог Господь» поется по гласу последнего тропаря (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 724).

Кафизмы 16-я и 17-я[5]. Малые ектении. Седальны Триоди[6].

Полиелей. Величание святых и избранный псалом. Седален святых, глас 3-й: «Тро́ице Живонача́льней...» (см. по 1-м стихословии); седален святых, глас 5-й: «Да ра́дуются днесь...» (см. по 2-м стихословии). «Слава» – седален святых по полиелее, глас 4-й: «Прииди́те, просвети́тели...», «И ныне» – седален праздника Триоди, глас тот же: «Да ра́дуется Не́бо...» (см. в седальнах по 2-м стихословии). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святых, глас 4-й: «Свяще́нницы Твои́ облеку́тся в пра́вду, и преподо́бнии Твои́ возра́дуются»; стих: «Услы́шите сия́, вси язы́цы, внуши́те, вси, живу́щии по вселе́нней». Евангелие – святых. «Воскресение Христово видевше...» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святых...». Стихира святых, глас 6-й: «Апо́столом единонра́вныя...» (см. славник на «Господи, воззвах»), или стихира святых, глас тот же: «Излия́ся благода́ть...».

Каноны: праздника Триоди, глас 4-й: «Порази́вый Еги́пта...» (см. в Неделю самаряныни), со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), и святых на 8.

Библейские песни «Поем Господеви...».

Катавасия Пасхи: «Воскресения день...».

По 3-й песни – кондак и икос праздника Триоди, глас 8-й (см. в Неделю самаряныни); седален святых, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас тот же: «Да ра́дуется Не́бо...» (см. в Неделю самаряныни, по 3-й песни канона).

По 6-й песни – кондак и икос святых, глас 3-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святых (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника Триоди: «В Самари́ю прише́л еси...» (см. в Неделю самаряныни).

«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 6: Триоди (воскресные), глас 4-й – 3 (см. на хвалитех), и святых, глас тот же – 3. «Слава» – святых, глас 6-й: «Просвети́телей на́ших...», «И ныне» – праздника Триоди, глас тот же: «Исто́чник живонача́лия...» (см. на хвалитех).

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 4-й: «Светлую воскресения проповедь...». «Слава» – тропарь святых, глас тот же, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка...».

На часах[7] – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь святых. Кондаки праздника Триоди и святых читаются попеременно.

На Литургии блаженны от канона праздника Триоди (самаряныни), песнь 9-я – 4 (со ирмосом), и святых, песнь 6-я[8] – 4.

Примечание. В службе святых в Минее указаны блаженны святых, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и песнь 6-я – 4. Такой вариант, согласно Уставу, возможен (ср.: Типикон, 25 мая), однако при подобном распределении тропарей на блаженнах пропускается рядовая песнь канона праздника (Недели самаряныни).

По входе: при всенощном бдении – тропарь воскресный, тропарь храма Богородицы, тропарь святых. «Слава» – кондак святых, «И ныне» – кондак праздника Триоди (самаряныни); при полиелее – тропарь воскресный, тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь святых; кондак храма святого. «Слава» – кондак святых, «И ныне» – кондак праздника Триоди (самаряныни).

Прокимен и аллилуиарий – праздника Триоди (см. на Литургии в Неделю самаряныни) и святых.

Апостол и Евангелие – дня и святых.

Задостойник Пасхи.

Причастен – Пасхи: «Тело Христово приими́те...», и святых: «В па́мять ве́чную...».


1 Ср.: Минея-Май. М., 2002. Ч. 1. С. 406–426.

2 Пение 8 стихир на «Господи, воззвах» – особенность полиелейной субботней службы периода пения Цветной Триоди (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы», 2-е «зри»).

3 Допустимо в число четырех стихир праздника Триоди (Недели самаряныни) включить славник Триоди, глас 6-й: «При студенце́ Иа́ковли...» (ср.: Устав. М., 1641. Л. 60 (531); Сырников Н. Ключ к Церковному Уставу. Л. 106 об.).

4 На стиховне поются стихиры воскресные гласа из Триоди (с воскресными припевами: «Господь воцарися...»), даже если случится память полиелейного святого (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы», 3-е «зри»).

5 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15).

6 По субботам периода Пятидесятницы седальны по кафизмах поются только из Триоди (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы», 5-е «зри»).

7 По мнению В. Розанова, на 9-м часе, который совершается в субботы вечером 2-й, 3-й и 5-й седмиц Пятидесятницы, не должны читаться тропари и кондаки Триоди (праздника или воскресные), петые в предшествующие воскресенья, так как отдание праздника Недели уже было на субботней Литургии (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. Часть III. Отдел IV. С. 727). Однако Устав на 9-м часе в субботу 3-й седмицы указывает тропарь праздника Триоди (Недели жен-мироносиц): «Благообразный Иосиф...» (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы»).

8 Если в субботы Пятидесятницы случится святой, которому на блаженнах назначена особая песнь (3-я или 6-я), то по Уставу вместе с рядовой праздничной песнью (на 4) должна петься только 6-я песнь святого (на 4) (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы», 14-е «зри»).

НОВИНКИ8
Календарь имеет формат А2, указанный в дни поста устав трапезы согласуется с распространенной традицией. Все даты указаны по двум стилям. Календарь иллюстрирован репродукцией мозаики «Воскресение Христово. Сошествие во ад» монастыря преподобного Луки Элладского (Греция).
МАЙ
пн вт ср чт пт сб вс
17 августа    30 августа
по старому стилю   по новому стилю