Богослужебные указания

24 ноября по старому стилю  /  7 декабря по новому стилю
воскресенье

24. Неделя 26-я по Пятидесятнице. Глас 1-й. Попразднство Введения. Вмц. Екатери́ны.

Вмч. Мерку́рия. Мч. Мерку́рия Смоле́нского.

Служба вмц. Екатери́ны шестеричная, совершается вместе со службой попразднства Введения и воскресной службой Октоиха (по 2-й Марковой главе Типикона под 21 ноября: «Подоба́ет ве́дати, а́ще случи́тся попра́зднство Вхо́да Богоро́дицы в Неде́лю, и святы́й пра́зднуется на 4, или́ на 6»)[1].

Примечание. Служба вмч. Мерку́рия может быть перенесена на повечерие в Неделю вечера[2].

На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 1-й – 3, праздника, глас тот же – 3 (см. в Минее 24 ноября, на стиховне вечера), и вмц. Екатерины, глас тот же – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – вмц. Екатерины, глас 2-й: «Ра́достно к торжеству́...»[3], «И ныне» – догматик, глас 1-й: «Всеми́рную сла́ву...».

Вход. Прокимен дня.

На литии стихиры праздника, глас 2-й (см. в Минее 24 ноября, на стиховне утрени, без припевов). «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «Две́ри Небе́сныя...» (см. в Минее 24 ноября, на стиховне утрени).

На стиховне стихиры воскресные, глас 1-й. «Слава» – вмц. Екатерины, глас 2-й: «Житие́ невеще́ственно...», «И ныне» – праздника, глас 8-й: «Дави́д провозглаша́ше...» (см. в Минее 24 ноября).

По Трисвятом – «Богородице Дево...» (дважды) и тропарь праздника, глас 4-й (единожды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь вмц. Екатерины, глас 4-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас тот же.

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные[4].

Полиелей. «Ангельский собор...». Ипакои, степенны и прокимен – гласа[5]. Евангелие воскресное 4-е. «Воскресение Христово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов...». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба...».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, праздника 1-й на 4 и вмц. Екатерины на 4[6].

Библейские песни «Поем Господеви...».

Катавасия «Христос раждается...».

По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й, кондак и икос вмц. Екатерины, глас 2-й; седален вмц. Екатерины, глас 4-й: «Жениха́ твоего́...». «Слава, и ныне» – седален праздника, глас тот же: «Дави́де, предъиди́...» (см. в Минее 24 ноября).

Примечание. Типикон умалчивает о кондаке и икосе вмц. Екатерины, глас 3-й, а также о седальне великомученицы, глас 4-й: «Лик соста́вим...». В Минее синодального периода (см.: Минея-Ноябрь. Киев, 1893. Л. 238) эти тексты также отсутствуют.

По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 1-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 4-й. «Слава» – светилен вмц. Екатерины, «И ныне» – светилен праздника: «А́нгельстии чи́ни...» (см. в Минее 24 ноября).

«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 1-й – 4, и вмц. Екатерины, глас 4-й и глас 2-й – 4 (со славником и припевами своими). «Слава» – стихира евангельская 4-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси...».

Примечание. Припевы к двум последним хвалитным стихирам вмц. Екатерины см., напр., в Минее в прокимне на Литургии. Стих 1-й: «Ди́вен Бог во святы́х Свои́х, / Бог Изра́илев»; стих 2-й: «В це́рквах благослови́те Бо́га, / Го́спода от исто́чник Изра́илевых». Ср.: Минея общая, гл. 20-я.

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение...».

Отпуст воскресный: «Воскресы́й из мертвых...».

На 1-м и 6-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праздника. Кондак праздника[7].

На 3-м и 9-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь вмц. Екатерины[8]. Кондак воскресный.

На Литургии блаженны гласа – 4, праздника, песнь 7-я и 8-я – 4, и вмц. Екатерины, песнь 6-я – 4.

На входе: «...Воскресы́й из мертвых...».

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь вмц. Екатерины; кондак воскресный. «Слава» – кондак вмц. Екатерины, «И ныне» – кондак праздника.

В храме святого – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь храма, тропарь вмц. Екатерины; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак вмц. Екатерины, «И ныне» – кондак праздника.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и вмц. Екатерины[9].

Апостол и Евангелие – дня и вмц. Екатерины.

Задостойник праздника.

Отпуст воскресный: «Воскресы́й из мертвых...».


1 Ср.: Типикон, 20 ноября, Маркова глава; 25 ноября, Маркова глава; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 86–95.

2 Ср.: Типикон, 20 ноября, Маркова глава; 25 ноября, Маркова глава.

3 Ср.: Типикон, 21 ноября, 2-я Маркова глава; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 86, 783.

4 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 1-го гласа: «Гаврии́лу веща́вшу...».

5 Прокимен воскресный, глас 1-й: «Ны́не воскресну́, глаго́лет Госпо́дь,/ положу́ся во спасе́ние, не обиню́ся о нем», стих: «Словеса́ Госпо́дня, словеса́ чи́ста».

6 Канон шестеричного святого в Неделю в период попразднства, согласно Уставу, поется на 4, аналогично службе малого святого. Ср.: Типикон, 15 сентября, Маркова глава; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 90. В старопечатной традиции пение канона святого на 4 в воскресный день в попразднство было допустимо и при совпадении с памятью бденного святого (см.: Сырников Н. Ключ к Церковному Уставу. М., 1910. Л. 132).

7 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 277.

8 Там же. С. 275–276.

9 Там же. С. 354–355.

НОВИНКИ11
В Издательстве Московской Патриархии вышел в свет православный церковный календарь на 2025 год «День смыслом наполняя». Православный календарь с душеполезными чтениями – это ежегодное тематическое приложение официального Патриаршего календаря Русской Православной Церкви. Издание хорошо иллюстрировано и рассчитано на широкий круг читателей.
ДЕКАБРЬ
пн вт ср чт пт сб вс
8 января    21 января
по старому стилю   по новому стилю