1 сентября по старому стилю  /  14 сентября по новому стилю
воскресенье

Неделя 14-я по Пятидесятнице. Глас 5-й.

Прп. Симеона Столпника (459) и матери его Марфы (ок. 428).

Мч. Аифала диакона (380). Мцц. 40 дев постниц* и мч. Амму́на диакона, учителя их (IV). Мц. Калли́сты и братий ее мчч. Ево́да и Ермоге́на (309). Прав. Иисуса Навина (XVI в. до Р. Х.). Прп. Дионисия Малого (до 556) (Румын.). Перенесение мощей блгвв. кн. Петра, в иночестве Давида, и кн. Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских, чудотворцев (1992) (переходящее празднование в воскресенье перед 6 сентября). Собор святых Нижегородской митрополии** (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 26 августа). Собор Саратовских святых (переходящее празднование в ближайшее воскресенье к 31 августа).

Прмц. Татианы Грибковой, мц. Наталии Козловой (1937).

Собор Пресвятой Богородицы в Миасинской обители (в память обре́тения Ее иконы) (864). Черниговской-Гефсиманской (1869), Александрийской, Августо́вской (1914) и именуемой «Всеблаженная» (в Казани) икон Божией Матери.

Утр. – Ев. 3-е, Мк., 71 зач., XVI, 9–20. Лит. – Новолетия: 1 Тим., 282 зач., II, 1–7. Лк., 13 зач., IV, 16–22. Ряд. (под зачало): 2 Кор., 170 зач., I, 21II, 4. Мф., 89 зач., XXII, 1–14. Прп.: Кол., 258 зач., III, 12–16. Мф., 43 зач., XI, 27–30***.

На сугубой ектении Божественной литургии присоединяются особые прошения. После литургии читается молитва святым благоверным Петру и Февронии Муромским****.

* Среди встречающихся в месяцесловах имен сорока дев постниц присутствуют имена, часто использующиеся в греческой традиции при наречении имени в Таинстве Крещения (например, имена Афина, Хариклея, Антигона, Аспасия, Пенелопа, Урания, Марианфа, Клио, Феано, Елпиника).

** Празднование Собора святых Нижегородской митрополии в день Собора Нижегородских святых (в 1-е воскресенье после 26 августа) внесено в месяцеслов по благословению Святейшего Патриарха Кирилла от 6 октября 2020 года.

*** Если совершается служба блгвв. кн. Петра и кн. Февронии, то на литургии – чтения новолетия, дня (под зачало) и блгвв. кн. Петра и кн. Февронии: Гал., 213 зач., V, 22VI, 2. Мф., 10 зач., IV, 25V, 12.

**** Согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2012 года, в дни памяти блгвв. кн. Петра и кн. Февронии за Божественной литургией следует присоединять к сугубой ектении особые прошения (см. в «Богослужебных указаниях»).29 мая 2013 года Священный Синод утвердил текст молитвы свв. блгвв. Петру и Февронии для включения в богослужебные чинопоследования и прочтения по окончании Божественной литургии в дни памяти святых супругов (см. в «Богослужебных указаниях»).

Тропарь воскресный, глас 5:

Собезнача́льное Сло́во Отцу́ и Ду́хови,/ от Де́вы ро́ждшееся на спасе́ние на́ше,/ воспои́м, ве́рнии, и поклони́мся,/ я́ко благоволи́ пло́тию взы́ти на Крест,/ и смерть претерпе́ти,/ и воскреси́ти уме́ршия// сла́вным Воскресе́нием Свои́м.

Кондак воскресный, глас 5:

Ко а́ду, Спа́се мой, соше́л еси́,/ и врата́ сокруши́вый я́ко всеси́лен,/ уме́рших я́ко Созда́тель совоскреси́л еси́,/ и сме́рти жа́ло сокруши́л еси́,/ и Ада́м от кля́твы изба́влен бысть, Человеколю́бче;/ те́мже вси зове́м:// спаси́ нас, Го́споди.

Тропарь индикта, глас 2:

Всея́ тва́ри Соде́телю,/ времена́ и ле́та во Свое́й вла́сти положи́вый,/ благослови́ вене́ц ле́та бла́гости Твоея́, Го́споди,/ сохраня́я в ми́ре лю́ди и град Твой,// моли́твами Богоро́дицы, и спаси́ ны.

Кондак индикта, глас 2:

В Вы́шних живы́й, Христе́ Царю́,/ всех ви́димых и неви́димых Тво́рче и Зижди́телю,/ И́же дни и но́щи, времена́ и ле́та сотвори́вый,/ благослови́ ны́не вене́ц ле́та,/ соблюди́ и сохрани́ в ми́ре град и лю́ди Твоя́,// Многоми́лостиве.

Тропарь Богородицы, глас 1:

Ра́дуйся, Обра́дованная Богоро́дице Де́во,/ приста́нище и предста́тельство ро́да челове́ческаго,/ из Тебе́ бо воплоти́ся Изба́витель ми́ра,/ еди́на бо еси́ Ма́ти и Де́ва,/ Присноблагослове́нная и Препросла́вленная,// умоли́ Христа́ Бо́га мир дарова́ти всей вселе́нней.

Тропарь преподобного Симеона, глас 1:

Терпе́ния столп был еси́,/ ревнова́вый пра́отцем, преподо́бне,/ И́ову во страсте́х, Ио́сифу во искуше́ниих,/ и безпло́тных жи́тельству, сый в телеси́,/ Симео́не о́тче наш,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак преподобного Симеона, глас 2:

Вы́шних ища́й, вы́шним совокупля́яйся/ и колесни́цу о́гненную столп соде́лавый,/ тем собесе́дник А́нгелом был еси́, преподо́бне,/ с ни́ми Христу́ Бо́гу// моля́ся непреста́нно о всех нас.

Тропарь благоверных князей, глас 8:

Я́ко благочести́ваго ко́рене пречестна́я о́трасль был еси́,/ до́бре во благоче́стии пожи́в, блаже́нне Пе́тре,/ та́ко и с супру́жницею твое́ю, прему́дрою Февро́ниею,/ в ми́ре Бо́гу угоди́вше, и преподо́бных житию́ сподо́бистеся./ С ни́миже моли́теся Го́сподеви сохрани́ти без вре́да оте́чество ва́ше,// да вас непреста́нно почита́ем.

Кондак благоверных князей, глас 8:

Ми́ра сего́ княже́ние и сла́ву вре́менну помышля́я,/ сего́ ра́ди благоче́стно в ми́ре пожи́л еси́, Пе́тре,/ ку́пно и с супру́жницею твое́ю, прему́дрою Февро́ниею,/ ми́лостынею и моли́твами Бо́гу угоди́вше./ Те́мже и по сме́рти неразлу́чно во гро́бе лежа́ще,/ исцеле́ние неви́димо подава́ете,/ и ны́не Христу́ моли́теся,// сохрани́ти град же и лю́ди, и́же вас сла́вящих.



Стремление к власти может быть греховным и буквально гибельным для человеческой души, если оно одновременно сопровождается желанием получать от власти личные блага – материальные, социальные, общественные, если человек ставит цель служить самому себе, поднимаясь по ступеням служебной лестницы. Всякое использование властных полномочий во имя личных интересов является грехом. Почему один человек должен господствовать над другими? Почему свободные люди должны подчинять свою волю другим? Существует тайна человеческой власти, может быть, до конца нам не понятная. Но у этой тайны есть нравственное и Божественное измерения. Власть обращается во спасение тогда, когда она направлена на служение другим, и иного ее измерения нет. Чем выше человек продвигается по служебной лестнице, чем больше у него власти, тем больше должно быть внутреннего смирения и тем выше – осознание необходимости употреблять свое положение во благо других людей.

НОВИНКИ8
Календарь имеет формат А2, указанный в дни поста устав трапезы согласуется с распространенной традицией. Все даты указаны по двум стилям. Календарь иллюстрирован репродукцией мозаики «Воскресение Христово. Сошествие во ад» монастыря преподобного Луки Элладского (Греция).
СЕНТЯБРЬ
пн вт ср чт пт сб вс
8 января    21 января
по старому стилю   по новому стилю