Месяцеслов

8 сентября по старому стилю  /  21 сентября по новому стилю
суббота

Суббота пред Воздвижением.

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Прпп. Иоанна (1957) и Георгия, в схиме Иоанна (1962), исповедников (Груз.).

Иконы Софии, Премудрости Божией (Киевской). Чтимые иконы Рождества Пресвятой Богородицы: Сямская (1524), Глинская (XVI), Лукиановская (XVI), Исаковская (1659). Икон Божией Матери: Холмской, Курской-Коренной «Знамение» (1295), Почаевской (1559), Леснинской и Домницкой (1696).

Утр. – Лк., 4 зач., I, 39–49, 56. Лит. – Флп., 240 зач., II, 5–11. Лк., 54 зач., X, 38–42; XI, 27–28.

На утрене величание: «Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое». «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника. 1-й припев: «Величай, душе́ моя, преславное рождество Божия Матере».

На литургии вместо «Достойно» – «Величай, душе́ моя... Чужде ма́терем девство...» (до отдания).

Тропарь праздника, глас 4:

Рождество́ Твое́, Богоро́дице Де́во,/ ра́дость возвести́ всей вселе́нней:/ из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце Пра́вды, Христо́с Бог наш,/ и, разруши́в кля́тву, даде́ благослове́ние,// и, упраздни́в смерть, дарова́ нам живо́т ве́чный.

Кондак праздника, глас 4:

Иоаки́м и А́нна поноше́ния безча́дства/ и Ада́м и Е́ва от тли сме́ртныя свободи́стася, Пречи́стая,/ во святе́м рождестве́ Твое́м./ То пра́зднуют и лю́дие Твои́,/ вины́ прегреше́ний изба́вльшеся,/ внегда́ зва́ти Ти:// непло́ды ражда́ет Богоро́дицу и Пита́тельницу Жи́зни на́шея.

Величание:

Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ и чтим святы́х Твои́х роди́телей,/ и всесла́вное сла́вим// рождество́ Твое́.

Задостойник, глас 8:

Велича́й, душе́ моя́,// пресла́вное рождество́ Бо́жия Ма́тере.

Чу́жде ма́терем де́вство,/ и стра́нно де́вам деторожде́ние:/ на Тебе́, Богоро́дице, обоя́ устро́ишася./ Тем Тя, вся племена́ земна́я,// непреста́нно велича́ем.



Память Рождества Пресвятой Богородицы празднуется в начале церковного года. «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней» – именно с этого события и началась новая эпоха в истории человеческого рода. Мы знаем, что Божия Матерь послужила делу нашего спасения, родив Сына Своего – Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божиего и Сына Человеческого. С Него началась новая эпоха в истории всей человеческой цивилизации, ибо впервые за все времена Бог открыл людям, что главным законом их жизни должен быть закон любви. Это было так странно и непонятно в те языческие времена, когда философы – стоики и эпикурейцы – предлагали в качестве высочайших совершенно иные ценности. И когда Господь провозглашает новую парадигму человеческой жизни, когда Он призывает жить не по законам, проповеданным языческой мудростью, а по иному закону – закону любви, которая предполагает жертвенное отношение человека к окружающему его миру (ибо любовь характеризуется прежде всего способностью жертвовать), то тем самым Господь не только переворачивает общественное сознание того времени, но и изменяет вектор развития всей человеческой цивилизации.

НОВИНКИ7
Выпущены в свет Отрывные Патриарший календари: Отрывной Патриарший календарь на 2024 год «Стяжи дух мирен…» Отрывной Патриарший календарь на 2024 год «Пресвятая Богородице, спаси нас!»
СЕНТЯБРЬ
пн вт ср чт пт сб вс
15 февраля    28 февраля
по старому стилю   по новому стилю