Богослужебные указания

19 августа по старому стилю  /  1 сентября по новому стилю
воскресенье

19. Неделя 10-я по Пятидесятнице. Глас 1-й. Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Мч. Андрея Стратилата и иже с ним. Донской иконы Божией Матери.

Прп. Мисаила Абалакского[1].

Свт. Питирима, еп. Великопермского.

Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой мч. Андрея Стратилата (без праздничного знака) и службой попразднства Успения (по 2-й Марковой главе Типикона под 16 августа: «Аще случится попразднство Успения Пресвятыя Богородицы в Неделю, кроме праздника Нерукотвореннаго Образа») (А). Приводим также порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении с полиелейной службой[2] в честь Донской иконы Божией Матери и службой попразднства Успения (Б)[3].

А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 1-й – 4, праздника, глас 4-й – 3 (см. в Минее 19 августа, на «Господи воззвах»), и мученика, глас 1-й – 3. «Слава» – праздника, глас 4-й: «Егда изшла еси...» (см. в Минее 19 августа)[4], «И ныне» – догматик, глас 1-й: «Всемирную славу...».

Вход. Прокимен дня.

На литии стихиры праздника, глас 1-й (см. в Минее 19 августа, на стиховне вечерни, без стиховных припевов). «Слава, и ныне» – праздника, глас 5-й: «Воспойте, людие...» (см. в Минее 19 августа, на стиховне утрени).

На стиховне стихиры воскресные, глас 1-й. «Слава, и ныне» – праздника, глас 5-й: «Приидите, празднолюбных собор...» (см. в Минее 19 августа, на стиховне вечера).

По Трисвятом – «Богородице Дево...» (дважды) и тропарь праздника, глас 1-й (единожды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь мученика, глас 5-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные[5].

Непорочны[6] (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор...». Ипакои, степенны и прокимен – гласа[7]. Евангелие воскресное 10-е. «Воскресение Христово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов...». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба...».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, праздника 2-й на 4 и мученика на 4.

Библейские песни «Поем Господеви...».

Катавасия Успения: «Преукрашенная Божественною славою...».

По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 2-й, кондак мученика, глас тот же[8]; седален мученика, глас 1-й. «Слава, и ныне» – седален праздника, глас тот же (см. в службе мученика).

По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 1-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 10-й. «Слава, и ныне» – светилен праздника (см. в службе мученика).

«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 1-й – 4, и праздника, глас 2-й и глас 5-й – 4 (см. в Минее 19 августа, на стиховне утрени, со славником и припевами своими). «Слава» – стихира евангельская 10-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси...».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение...».

Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых...».

На 1-м и 6-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праздника. Кондак праздника[9].

На 3-м и 9-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь мученика[10]. Кондак воскресный.

На Литургии блаженны гласа – 6, и праздника, 1-го и 2-го канонов, песнь 5-я – 4.

На входе: «...Воскресый из мертвых...».

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь мученика; кондак воскресный. «Слава» – кондак мученика, «И ныне» – кондак праздника.

В храме святого – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь храма, тропарь мученика; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак мученика, «И ныне» – кондак праздника.

Прокимен, аллилуиарий[11] и причастен – воскресные и мученика.

Апостол и Евангелие – дня и мученика.

Задостойник праздника.

Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых...».

После Литургии совершается молебен о сохранении творения Божия.

Примечание. 13 июля 2015 года Священный Синод Русской Православной Церкви определил ежегодным днем особой молитвы о Божием творении первое воскресенье сентября (первое воскресенье после 18 августа по ст. ст.) и утвердил Чин молебного пения о сохранении творения Божия (см. в приложении «Богослужебных указаний»), который надлежит в этот день ежегодно совершать во всех храмах Русской Православной Церкви.


Б. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 1-й – 3, праздника, глас 4-й – 3 (см. в службе мч. Андрея Стратилата), и Богородицы (Донской иконы) – 4. «Слава» – Богородицы (Донской иконы), «И ныне» – догматик, глас 1-й: «Всемирную славу...».

Вход. Прокимен дня. Паримии Богородицы (Донской иконы) – 3.

На литии стихиры праздника, глас 1-й (см. в службе мч. Андрея Стратилата, на стиховне вечерни, без стиховных припевов), и литийные стихиры Богородицы (Донской иконы)[12]. «Слава» – Богородицы (Донской иконы), «И ныне» – праздника, глас 5-й: «Воспойте, людие...» (см. в службе мч. Андрея Стратилата, на стиховне утрени).

На стиховне стихиры воскресные, глас 1-й. «Слава» – Богородицы (Донской иконы), «И ныне» – праздника, глас 5-й: «Приидите, празднолюбных собор...» (см. в службе мч. Андрея Стратилата, на стиховне вечера).

По Трисвятом – «Богородице Дево...» (дважды) и тропарь праздника, глас 1-й (единожды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь Богородицы (Донской иконы), глас 4-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные[13].

Полиелей. Величание Богородицы (Донской иконы) и избранный псалом. «Ангельский собор...». Ипакои гласа. Седален Богородицы (Донской иконы) по 1-м стихословии, глас 1-й: «Твоего милосердия...»; седален Богородицы (Донской иконы) по 2-м стихословии, глас 4-й: «Бездну благоутробия...». «Слава, и ныне» – седален Богородицы (Донской иконы) по полиелее, глас 1-й: «Радуйся, Благодатная Богородице Дево...». Степенны и прокимен – гласа[14]. Евангелие воскресное 10-е. «Воскресение Христово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов...» (но не «Молитвами Богородицы...»). Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба...».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), праздника 2-й на 4 и Богородицы (Донской иконы) на 6.

Библейские песни «Поем Господеви...».

Катавасия Успения: «Преукрашенная Божественною славою...».

По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 2-й, кондак и икос Богородицы (Донской иконы); седален (ипакои) Богородицы, глас 8-й. «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 1-й: «Лик Божественных апостол...» (см. в службе мч. Андрея Стратилата).

По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 1-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 10-й. «Слава» – светилен Богородицы (Донской иконы), «И ныне» – светилен праздника (см. в службе мч. Андрея Стратилата).

«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 1-й – 4, и Богородицы (Донской иконы) – 4 (со славником и припевами своими; припевы см. на стиховне вечера в службе Богородицы (Донской иконы)). «Слава» – стихира евангельская 10-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси...».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение...».

Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых...».

На 1-м часе[15] – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праздника. Кондак праздника.

На 3-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь Богородицы (Донской иконы). Кондак воскресный.

На 6-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праздника. Кондак Богородицы (Донской иконы).

На 9-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь Богородицы (Донской иконы). Кондак праздника.

На Литургии блаженны гласа – 4, праздника, 1-го и 2-го канонов, песнь 5-я – 4, и Богородицы (Донской иконы), песнь 6-я – 4.

На входе: «...Воскресый из мертвых...».

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь Богородицы (Донской иконы); кондак воскресный. «Слава» – кондак Богородицы (Донской иконы), «И ныне» – кондак праздника.

В храме святого – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь Богородицы (Донской иконы), тропарь храма; кондак воскресный, кондак Богородицы (Донской иконы). «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак праздника.

Прокимен, аллилуиарий[16] и причастен – воскресные и Богородицы (Донской иконы).

Апостол и Евангелие – дня и Богородицы (Донской иконы).

Задостойник праздника.

Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых...».

После Литургии совершается молебен о сохранении творения Божия.

Примечание. 13 июля 2015 года Священный Синод Русской Православной Церкви определил ежегодным днем особой молитвы о Божием творении первое воскресенье сентября (первое воскресенье после 18 августа по ст. ст.) и утвердил Чин молебного пения о сохранении творения Божия (см. в приложении «Богослужебных указаний»), который надлежит в этот день ежегодно совершать во всех храмах Русской Православной Церкви.


1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 26 декабря 2019 года была утверждена к общецерковному богослужебному употреблению служба прп. Мисаилу Абалакскому. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/5554109.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/500).

2 Минея содержит две службы в честь Донской иконы Божией Матери: «Празднование Пресвятей Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии ради иконы Ея, именуемыя «Донская» (с. 281–293), и «Ина служба Пресвятей Владычице нашей Богородице ради иконы Ея, именуемыя «Донская» (с. 294–307).

3 Ср.: Типикон, 8 сентября, 2-я Маркова глава; 15 сентября, Маркова глава; 21 ноября, 2-я Маркова глава; 7 августа, 4-е «зри»; 16 августа; Минея общая, «Изъявление вкратце...»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 86–95.

4 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 86, 783.

5 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 1-го гласа: «Гавриилу вещавшу...».

6 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор...». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.

7 Прокимен воскресный, глас 1-й: «Ныне воскресну, глаголет Господь,/ положуся во спасение, не обинюся о нем», стих: «Словеса Господня, словеса чиста».

8 В Минее неточность: указан не тот глас.

9 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 277.

10 Там же. С. 275–276.

11 Там же. С. 354–355.

12 Там же. С. 86.

13 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 1-го гласа: «Гавриилу вещавшу...».

14 Прокимен воскресный, глас 1-й: «Ныне воскресну, глаголет Господь,/ положуся во спасение, не обинюся о нем», стих: «Словеса Господня, словеса чиста».

15 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 275–277; Минея общая, «Изъявление вкратце».

16 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 354–355.

НОВИНКИ8
Издание для священнослужителей, специально разработанное и адаптированное для использования при совершении проскомидии.
СЕНТЯБРЬ
пн вт ср чт пт сб вс
5 апреля    18 апреля
по старому стилю   по новому стилю