|
Богослужебные указания
26. Среда. Попразднство Рождества Христова. Собор Пресвятой Богородицы. Сщмч. Евфимия, еп. Сардийского. Иконы Божией Матери «Трех радостей». Совершается славословная служба Собора Пресвятой Богородицы. На великой[1] вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры праздника, глас 2-й – 6 (первые две стихиры – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «Слава в Вышних Богу...» (см. в службе Собора Богородицы 26 декабря). Вход с кадилом[2]. Прокимен великий, глас 7-й: «Кто Бог велий...» (со стихами). Ектения сугубая: «Рцем вси...». «Сподоби, Господи...». Ектения просительная: «Исполним вечернюю...», и молитва главопреклонения. На стиховне стихиры праздника, глас 8-й (со своими припевами; см. в службе Собора Богородицы 26 декабря). «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «В Вифлеем стекошася...» (см. в службе Собора Богородицы 26 декабря). По Трисвятом – тропарь праздника, глас 4-й: «Рождество Твое, Христе Боже наш...» (единожды). «Премудрость» и прочее по обычаю[3]. Отпуст праздничный (в открытых царских вратах): «Иже в вертепе родивыйся...». Примечание. Об особенностях повечерия и полунощницы см. в Типиконе 26 декабря, а также в Минее 26 декабря, 2-е «зри». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 4-й: «Рождество Твое, Христе Боже наш...» (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь. Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды; см. в службе Собора Богородицы 26 декабря). Псалом 50-й. Каноны: праздника два, на 16 (ирмосы 1-го канона: «Христос раждается...», по дважды, тропари на 6, и ирмосы 2-го канона: «Спасе люди...», по дважды, тропари на 6). Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия – ирмосы обоих канонов праздника Рождества Христова (по каждой песни). По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 3-й; ипакои праздника, глас 8-й: «Начаток языков...» (единожды; см. в Минее 25 декабря). По 6-й песни – кондак («Иже прежде денницы...») и икос Богородицы, глас 6-й (см. в службе Собора Богородицы 26 декабря). На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но к канонам праздника Рождества Христова поем припевы праздника (см. на утрене в сам день праздника). 1-й припев: «Величай, душе моя, Честнейшую и Славнейшую Горних воинств, Деву Пречистую, Богородицу»[4]. (Совершается обычное каждение.) По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника: «Посетил ны есть свыше...». «Слава» – тот же светилен, «И ныне» – тот же светилен. «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры праздника, глас 4-й – 4. «Слава» – праздника, глас 6-й: «Днесь невидимое Естество...» (см. в службе Собора Богородицы 26 декабря), «И ныне» – праздника, глас 2-й: «Днесь Христос...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника, глас 4-й: «Рождество Твое, Христе Боже наш...» (единожды). Отпуст праздничный: «Иже в вертепе родивыйся...». На часах – тропарь праздника: «Рождество Твое, Христе Боже наш...». Кондак только Богородицы: «Иже прежде денницы...». Литургия свт. Иоанна Златоуста. Блаженны от канонов праздника, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4. На входе: «...Спаси ны, Сыне Божий, рождейся от Девы, поющия Ти: аллилуиа» (и до отдания праздника, кроме воскресенья). По входе – тропарь праздника, глас 4-й: «Рождество Твое, Христе Боже наш...». «Слава, и ныне» – кондак Богородицы, глас 6-й: «Иже прежде денницы...». Поется Трисвятое. Прокимен и аллилуиарий – Собора Богородицы. Апостол и Евангелие – Собора Богородицы (Евр., 306 зач.; Мф., 4 зач.). Задостойник праздника. Причастен – праздника: «Избавление посла Господь людем Своим». Отпуст праздничный: «Иже в вертепе родивыйся...». 1 В вечер двунадесятых Господских праздников совершается великая вечерня со входом и великим прокимном. 2 При архиерейском богослужении на вечерне совершается вход с Евангелием. 3 После возгласа: «Премудрость» – певцы: «Благослови», иерей: «Сый благословен...», певцы: «Утверди, Боже...», иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас», певцы: «Честнейшую Херувим...», иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...», певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови»; иерей произносит великий отпуст. 4 По традиции, 1-й припев поет священник или диакон.
|
Линейку Патриарших православных ежедневников большого, среднего и малого формата в этом году дополняет новое издание — настольный планинг.
|